Главный редактор "Вестника Кавказа" отвечает на вопросы читателей 2010-02-25
Читать на сайте Вестник КавказаBuda(Рига): Как вы оцениваете итоги визита Каната Саудабаева по странам Южного Кавказа?
Алексей Власов: Итоги противоречивы. С одной стороны, заявлено о подготовке «дорожной карты» по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Но пока не очень понятны контуры этого документа. На что именно будет делаться упор? Как «дорожная карта» будет встроена в «мадридский принципы»? Или, точнее, в чем она будет их дополнять. Я так понял, что Казахстан предлагает активнее подключать механизмы диалога между диаспоральными структурами. Работать на уровне межобщинного диалога. Это, на мой взгляд, правильный ход, но он, если так можно сказать, долгоиграющий. Его результаты будут видны только через несколько лет. Так что вариант выбран беспроигрышный.
Анна Ефросинина (Москва): Ваш прогноз на ратификацию армяно-турецких протоколов?
Алексей Власов: Если в ближайшее время они не будут ратифицированы, то в этом году подвижек, скорее всего, не будет. Хотя, уверен, что рано или поздно открытие границ все равно произойдет. Скажем, в течение двух лет. Анкара заинтересована в ратификации протоколов, но пытается найти баланс между отношениями с Арменией и карабахским урегулированием. Как только представится удобный момент сыграть на двух площадках сразу, Турция это сделает. Мои сомнения по поводу сроков как раз и связаны с оценкой момента - конкретно сейчас Турции выгоднее показать высокую степень поддержки азербайджанских братьев. Но это прагматический подход, как только ситуация переформатируется, то будет запущена новая идеологема.
Ольга (Санкт-Петербург): С чем связан конфликт Турции и Израиля? Насколько глубоко зашли противоречия между ними?
Алексей Власов: Конфликт возник не вчера. Он длится уже несколько лет. Но последний год он действительно идет в очень жесткой, публичной форме. Причина, на мой взгляд, в стремлении Турции закрепить за собой статус региональной сверхдержавы. Региональной - в значении большого геостратегического региона, включающего Ближний Восток. Для Турции крайне важно позиционироваться как защитнице интересов мусульманских стран. Без конфликта с Тель-Авивом решить эту задачу не получается. Но мне кажется, не следует преувеличивать степень остроты этих противоречий.
Израиль действительно ведет сейчас активную посредническую деятельность на постсоветском пространстве по урегулированию локальных конфликтов, прежде всего, в разрешении нагорно-карабахской проблемы. Но, с моей точки зрения, это всего лишь очередной посредник, но не та сила, которая может существенно изменить обстановку вокруг Нагорного Карабаха. Вообще, такое впечатление, что в 2010 году все влиятельные игроки на региональном и международном уровне решили заняться проблемой Нагорного Карабаха. Не только, кстати, Израиль, но и Казахстан, как председатель ОБСЕ. Но пока особого результата от этой суммы усилий не просматривается. Хотя, с учетом развития азербайджано-израильских связей можно сказать, что позиция Израиля в чем-то благосклоннее по отношению к Баку, но я бы не стал преувеличивать значение Тель-Авива, с точки зрения серьезных перемен вокруг этого конфликта.