Киев разрешил себе не платить долги?
Читать на сайте Вестник КавказаВерховная рада сняла временные ограничения моратория на выплату внешнего государственного долга Украины, в том числе и $3 млрд, которые Киев должен РФ. За соответствующий проект закона проголосовали больше половины депутатов - 242 человека, хотя для принятия решения было достаточно 226 голосов народных избранников. Действие запрета на осуществление платежей по госдолгу заканчивалось 1 июля 2016 года.
"Принимая во внимание, что срок действия правовых оснований для временного приостановления осуществления платежей (по обслуживанию государственного долга Украины) заканчивается 1 июля 2016 года, до окончания срока действия таких правовых оснований Верховной раде Украины предложен новый закон, отменяющий конечную дату действия, для продления срока действия правовых оснований", - отмечено в пояснительной записке к законопроекту, передает ТАСС.
Как пояснил представивший проект закона глава бюджетного комитета парламента Андрей Гордеев, "1 июля наступает срок, когда Украина обязуется выплатить долг, поэтому необходимо продлить срок действия принятого ранее закона (о моратории)". В итоге в принятом документе конечная дата моратория отсутствует. По словам авторов законопроекта, отмена конечной даты моратория "продлит срок действия правовых оснований для поиска дальнейших путей реструктуризации внешних долговых обязательств".
По мнению же представителей "Оппозиционного блока", принятие этого закона означает дефолт Украины. "Это односторонний отказ выполнять обязательства по внешним займам. Голосование по этому закону - это признание дефолта", - заявил депутат Александр Долженков. Его мнение разделяет и коллега по фракции Михаил Папиев, настаивающий на том, что конечную дату моратория на выплату госдолга в законодательстве Украины необходимо предусмотреть в обязательном порядке.
Ранее премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявлял, что Украина за четыре года должна выплатить $30 млрд внешних долгов, в том числе Москве Киев должен $3 млрд. Однако 18 декабря правительство Украины ввело мораторий на выплату долга Российской Федерации.
В беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" профессор кафедры "Финансы, денежное обращение и кредит" РАНХиГС Юрий Юденков подчеркнул, что таким образом Киев резко понижает внешний рейтинг Украины по оценке финансового состояния. "Конечно, государство не может просто разрешить себе не платить по долгам, но если уж оно такой закон принимает, значит, Киев, как минимум, признает за собой право не выплачивать внешний долг. Из этого следует, что Украина признает себя банкротом. Кто же, в таком случае, будет его кредитовать дальше?", - задал риторический вопрос финансист.
При этом, по его оценке, данный закон направлен в наибольшей степени против выплаты долга России. "По всем остальным внешним долгам Киев постепенно платит, так что нужно посмотреть, что он теперь будет делать с другими долгами. Сейчас у России нет возможности заставить Украину вернуть долг. Понятно, что мы можем их больше не кредитовать, как и все остальные теперь их, скорее всего, кредитовать не будут, а взыскать не можем. Получается, мы признаем государство не в состоянии выплачивать по своим внешним обязательствам и больше Киеву денег давать не будем", - отметил Юрий Юденков.
В свою очередь преподаватель РАНХиГС Владислав Гинько выразил мнение, что вне зависимости от того, есть ли состояние дефолта или нет, на самом деле мы наблюдаем невыполнение Украиной взятых на себя обязательств. "Понятие дефолта – это юридический термин, то есть можно сказать, что страна, скорее всего, находится в дефолте, но в итоге это определяется с юридической точки зрения. То есть когда стране уже в суде предъявляются требования погасить долги, и она отказывается, тогда наступает дефолт, то есть это ситуация, когда определяется механизм взыскания задолженности с имущества, которое есть у должника", - подчеркнул эксперт.
По его мнению, ситуация такова, что если Украина прямо сейчас, до вынесения решения судом по иску России к Украине по этому долгу, предпримет шаги, которые будут направлены на поиск компромисса, то дефолта не будет. "Все в руках Украины: они сами себя вводят в состояние дефолта, который безусловно им невыгоден, невыгоден прежде всего экономике Украины именно в связи с тем, что это ухудшает ее инвестиционную привлекательность, это делает более дорогими кредиты, более дорогим выпуск облигаций Украины. В итоге получается так, что Украина заплатит больше, но заплатит больше сторонним инвесторам - тем, кто будет приобретать обязательства Украины, тем, кто будет предоставлять кредиты, но в итоге это получается бессмыслица. Потому что лучше думать, прежде всего, об интересах Украины, а это означало бы пойти и вести переговоры", - высказал свое мнение Владислав Гинько.
По мнению экономиста, все равно обязательства нужно будет погашать, и окончательную точку в этом поставит решение суда, в котором, безусловно, на каждом заседании обеим сторонам будет предложено в соответствии с мировой практикой найти компромисс. "Но если Украина не согласится пойти на компромисс, суд вынесет решение достаточно жесткое. Будет выписан приказ, судебное решение, позволяющее в ходе его исполнения налагать арест на то или иное имущество по обязательствам Украины перед Россией в свете обеспечения выполнения этих обязательств. Но доведение до такой ситуации – это, во-первых, вина власти в Киеве, это, можно сказать, политически мотивировано, потому что экономически и финансово это ведет только к большим потерям. То есть с точки зрения экономической и финансовой логики это не логично, потому что долговой рынок в мире, рынок обязательств, един в том, что если ты кому-то не выплатил и не смог договориться, то это воспринимается крайне негативно. Да, ты можешь не заплатить в срок, но ты должен обязательно найти компромисс, причем ты должен продемонстрировать волю к компромиссу. Если же ты позволяешь с одним из кредиторов вести переговоры в ультимативном характере, не понимая, что твоя позиция заемщика – просить, а не требовать компромисса, то это очень негативно сказывается на имидже Украины как заемщика", - пояснил Владислав Гинько.
Финансист считает, что такие действия серьезно ударят по бизнесу Украины, по промышленности страны. "Кредиты станут еще более дорогими, абсолютно все будущие кредиторы будут закладывать дополнительную риск-премию, как говорят - на тот случай, если Украина не будет погашать обязательства, если она вдруг начнет вести себя таким образом, что она будет требовать, а не просить о компромиссе. Это, конечно, совершенно неправильно и может восприниматься очень плохо. Можно сказать, что такого рода поведение, которое позволяют себе финансовые власти Украины, в настоящее время в мире практически нигде не практикуется. Такого подхода - ультимативного и требовательного - к кредитору, которому ты должен сумму денег, при том, что этот кредит был льготным, что существует письменный договор, что кредитор сам пошел на целый ряд шагов навстречу заемщику, предложил схему, которая по факту экономила ему 20% средств", - заключил Владислав Гринько.