Вильфрид Фурман: "Армения хочет использовать в своих интересах напряженность в отношениях РФ и Запада"
Читать на сайте Вестник КавказаНедавние боестолкновения в Нагорном Карабахе, унесшие жизни десятков человек с обеих сторон, характеризовались особой ожесточенностью. Многие люди боятся возобновления полномасштабной войны. О конфликте и путях выхода из него "Вестнику Кавказа" рассказал профессор Вильфрид Фурман из Потсдама.
- Господин Фурманн, как вы оцениваете ситуацию, сложившуюся в зоне карабахского конфликта?
- Надеюсь, нынешняя ситуация не приведет к войне, но и исключать возможность ее возобновления не могу. Положение становится, на мой взгляд, все более нестабильным – не только на линии соприкосновения войск, но также в самой Армении. При этом многочисленные политики, особенно немецкие, спешащие выступить в СМИ с избитыми призывами к мирному урегулированию конфликта, меня мало успокаивают.
На первый взгляд непонятно, почему сторона, вопреки нормам международного права оккупирующая азербайджанскую землю на протяжении 25 лет, и выступающая военным зонтиком для сепаратистов, дает повод вновь вспыхнуть боям. Но произошедшие боестолкновения следует рассматривать в контексте военных инцидентов в прошедшие годы. И они никоим образом не являются «опосредованной войной» между Россией и Турцией, якобы оказывающими содействие Армении и Азербайджану соответственно – как об этом пишут многие комментаторы в немецких газетах.
Это, я надеюсь, лишь временное обострение в войне, которую армяне начали террористическими актами в 1987 и 1988 годах, и которая привела к захвату Нагорного Карабаха и семи прилегающих азербайджанских районов. С 1994 года действует, пусть и хрупкий, договор о перемирии. С 1994 года мир откладывает разрешение еще одного «замороженного» конфликта, а также дипломатически сдерживает Азербайджан.
- Почему военные действия обострились именно сейчас?
- По этому поводу есть множество спекуляций. Но я слишком мало знаю о таких факторах, как своевольство военных или политических «ястребов» в элитах, и не очень склонен верить в «теории заговора». Я слежу за национальными общественными и политическими событиями, а также за геополитической ситуацией, и могу выделить следующие моменты.
Во-первых, в данный момент внутриполитическая ситуация в Армении очень напряженная, скорее, безвыходная. Экономическая ситуация там крайне тяжелая, население живет плохо. В таких ситуациях националистически настроенные политики склонны искать виноватых за рубежом и идти на внешнеполитические авантюры, чтобы оправдать внутренние провалы. В условиях царящей в Армении напряженности даже задуманные в качества небольшого «укола» азербайджанской стороны нарушения перемирия с жертвами и жесткой ответной реакцией со стороны Азербайджана, как бы это цинично ни звучало, могут быть использованы в качестве обоснования для политики жесткой экономии в пользу увеличения военных расходов. Сценарии внешних угроз и вызываемые ими страхи повсеместно в мире и Европе ведут к увеличению военных расходов. То есть - боевые действия с целью вооружения.
Во-вторых, столкновения на линии фронта с Азербайджаном служат одновременно и шовинистической аргументации и требованиям о подготовке к более тесному включению Нагорного Карабаха и районов вокруг него в состав Республики Армения. То есть - боестолкновения с целью подготовки почвы к изменению политических границ.
В-третьих, эти военные столкновения также используются для давления на Россию, чтобы она поставляла армянской стороне больше современных вооружений и расширила над Арменией «защитный зонтик». В контексте этой экспансионистской цели Ереван заинтересован в продолжении боевых действий и нарушении режима прекращения огня, которое Азербайджан, кстати, предложил Армении спустя всего день после начала обострения. Но вместо этого Армения повышает вероятность скатывания к новой войне. Возможно, с новой экспансионистской целью?
Армения в своей националистической политике находится в поиске новых, современных вооружений. При этом есть внутренние силы, которые хотели бы получить такие вооружения с Запада, от стран-членов НАТО. Армения качается, как маятник, между двумя блоками, и пытается использовать в своих интересах напряженность в отношениях между Россией и Западом для извлечения выгоды.
При этом сама Россия нуждается и ищет стабильного мира на Кавказе, РФ также заинтересована в политических и экономических отношений с Азербайджаном и сохранении потенциала для их дальнейшего развития. России это нужно, в частности, для того, чтобы не ослабить свои связи с Исламской Республикой Иран и в целом мусульманским миром. Вероятно, что ведя боевые действия, Армения пытается помешать этим политическим намерениям Москвы и подорвать надежность Азербайджана в глазах РФ.
Соответственно, Азербайджан должен оставаться независимым и надежным партнером России, и развивать отношения с ней в интересах диверсификации и устойчивости собственной экономики. Еще более важно, что Азербайджан со своей ярко выраженной и традиционно культивируемой толерантностью ко всем религиям превращается в своеобразный соединительный узел во всем указанном комплексе межгосударственных связей и самостоятельный остов региональной стабильности.
- Что, на ваш взгляд, может предпринять Азербайджан в связи с продолжающимися нарушениями перемирия?
- С учетом описанного регионального и геополитического фона представляется целесообразным, чтобы политика Азербайджанской Республики, как и до сегодняшнего дня, была миролюбивой и нацеленной на торжество международного права.
Но практические реакции, вероятно, следует пересмотреть. Следует ли Азербайджану в своей реакции на каждую провокацию ограничиваться лишь ответным огнем в стиле позиционной перестрелки? Вполне допустимо, когда в рамках обороны освобождаются прифронтовые районы и высоты без последующего возврата к старой линии фронта. Конечно, эту стратегию надо заранее принципиально объявить. И здесь я полностью доверяю необходимому для этого дипломатическому мастерству азербайджанского правительства. Таким образом «цена» ведения боев для армянской стороны будет расти – в конце концов, с армянской стороны фронта гражданское население практически не страдает, потому что в рамках проживавшее там азербайджанское население было убито или изгнано. Зато с азербайджанской стороны гражданское население, проживающее в прифронтовых районах, находится в уязвимом положении. И армянские войска этим пользуются.
Очевидно, что цену, которую армянская сторона вынуждена будет платить за свои провокации, необходимо повысить. Любому гуманистически думающему человеку, для которых права человека не являются пустым звуком, ясно, что недопустима смерть даже одного человека – а в зоне конфликта эти смерти происходят постоянно в результате снайперских выстрелов и других военных инцидентов.
Цена провокаций вырастет для Армении, так как она должна усилить свои фронтовые части и держать их в состоянии постоянной тревоги. Уже сегодня все меньше молодых армян готовы погибать за Нагорный Карабах. Для многих эта сегодняшняя Армения – «фейк», недостойный их старой культуры.
В то же время, не оправдался расчет Армении на то, что Россия напрямую возьмет на себя обязательство по «защите» оккупированных азербайджанских территорий и вмешается в конфликт. В свое время еще Горбачев быстро осознал, что его тогдашняя позиция в пользу Армении была его наиболее крупной политической ошибкой.
- Не станет ли переход от позиционных боев к «профилактическим» военным операциям с занятием стратегических высот, как это произошло в начале апреля, игрой с огнем?
- Нет. Я не приветствую насильственное военное решение. Но при само собой разумеющемся признании границ Республики Армения, а также права на проживание армян на этой территории (т.е. исключение любых изгнаний) со стороны Азербайджана, однозначного политического заявления Азербайджана о планах по освобождению частей своих оккупированных территорий в случае нарушения с армянской стороны перемирия, риск столкновения с Россией не вырастет, а с Арменией – наоборот, даже снизится.
И необходимо учитывать: хоть оккупированные районы вокруг Нагорного Карабаха и сам Нагорный Карабах и являются признанной на международном уровне в качестве составной части Азербайджана территорией, но эффективно воспользоваться своими правами Баку не может. Это происходит из-за отсутствия у армянской стороны желания к примирению и компромиссу, а также готовности освободить занятое (что вызвано и дефицитом санкционных механизмами международного права и отсутствием мировой державы, которая затребовала бы соответствующий мандат ООН в пользу Азербайджана).
И международное право ничего не говорит о временных рамках – при этом, с момента начала оккупации сменилось целое поколение. С «заморозкой» конфликта и продолжительностью данного т.н. «замороженного конфликта» оккупация и отделение всего этого региона от Азербайджана имеет тенденцию превращения в факт. В течение времени «замороженное» состояние конфликта, вероятно, приводит к своеобразному «привычному праву» и требование соблюдения территориальной целостности уже не воспринимается.
При этом в рамках оккупации азербайджанских территорий без наличия какого-либо правового обоснования (не было и нет подобного регионального права какой-либо этнической группы на самоопределение, речь идет лишь о националистических целях) был осуществлен геноцид над азербайджанцами.
Запад, очевидно, не хотел и не хочет этого видеть – возможно, чтобы выиграть время, или из религиозных соображений и т.п. Армяне рассматриваются коллективно как жертвы, а не дифференцированно – в качестве агрессоров. И в связи с этим факты теряют свое значение, гаснет открытая взвешенная дискуссия, следуют односторонние оценочные суждения по поводу напряженности на фронте и применяются двойные стандарты. Каждое боестолкновение укрепляет это коллективное восприятие армян в качестве «жертв» - и уже с этой точки зрения подобные инциденты политически оправданы для армянской стороны. Западные, в частности, европейские страны должны открыть глаза, и рассматривать Южный Кавказ не только в рамках новых геополитических противоречий с Россией.
- Где, по-вашему, лежит ключ к решению конфликта и прекращению оккупации?
- Я считаю, что ключ находится в Армении, в руках оккупантов. Но Армения упустила много времени для «добровольного» возвращения азербайджанских территорий взамен на уступки со стороны Азербайджана. Сейчас представляется возможным, что Армения все поставит на одну карту и постарается осуществить полную интеграцию всего региона в состав своей территории. Здесь стоит посмотреть на поведение Армении в случае с Крымом. Речь идет, в первую очередь, о создании фактов – а не о соблюдении международного права.
При этом Армения, с одной стороны, пользуется ожидаемыми геополитическими изменениями на Южном Кавказе, характеризуемыми все более крепнущими связями Грузии с НАТО и Западом (начиная от военных советников США, заканчивая безвизовым режимом с ЕС и т.д.). С другой стороны, Армения может в виду наличия двух противоположных векторов в армянской элите, разыграть сценарий смены опекающей ее державы, ведь в Армении также усиливается западное влияние. Наконец, Армения представляется общественно и политически все более нестабильной – и, скорее, в значительной степени управляется «западными армянами» (т.н. «диаспорой»). Соблазны со стороны США и ЕС (в первую очередь, Германии и Франции), а также НАТО, весьма велики по сравнению с возможностями России в данный момент – как экономическими, так и финансовыми (а может, и географическими?).
- Азербайджан подчеркивает готовность жить в добрососедстве с Арменией, после восстановления территориальной целостности и возвращения оккупированных территорий, на этот случай предусмотрены и совместные экономические проекты. Что еще может сделать Азербайджан?
- Азербайджан должен поддерживать свою внутриполитическую стабильность и единство общества при условиях справедливого социального контракта. И недавняя амнистия заключенных также является правильным путем, как и более масштабная и жесткая военная реакция на нарушение перемирия со стороны Армении.