Новый круг экс-президента Кочаряна
Читать на сайте Вестник КавказаВ Армении идет процесс формирования новых партий, создание которых приурочено к предстоящим в апреле 2017 года парламентским выборам. В течение последнего года были созданы четыре новые партии: "Альянс", "Гражданский договор", "Светлая Армения" и "Армянское возрождение" ("АВ"). Создание трех из них наблюдатели связывают с ведущими внешними игроками - Россией и США. Наблюдатели убеждены, что "АВ", которая пришла на смену партии "Страна законности", стала российским проектом, а "Гражданский договор" и "Светлая Армения" имеют прозападную ориентацию.
По оценке эксперта Армана Геворкяна, формирование новых партий может говорить о том, что власти в очередной раз под флагом прозападных или пророссийских оппозиционных партий пытаются организовать фронт противостояния реальной оппозиции в лице партии "Армянский национальный конгресс" (АНК"). Роль новых политических сил может состоять в оттягивании голосов оппозиционного электората от "АНК".
Этот прием не раз использовался властью. Так, роль спойлера на президентских выборах 2003 года сыграл лидер партии "Национальное единение" Арташес Гегамян, оттянувший часть голосов у тогдашнего лидера объединенной оппозиции Степана Демирчяна. Аналогичную роль на президентских выборах 2008 года успешно сыграл лидер партии "Страна законности" Артур Багдасарян, оттянув часть голоса у лидера объединенной оппозиции, первого президента Левона Тер-Петросяна.
В условиях, когда большинство СМИ контролируется властью, а заседания парламента почему-то не транслируются ни по радио и ни по телевидению, нельзя исключать того, что новые партии могут оттянуть у "АНК" часть голосов оппозиционного электората.
Что касается партии "Альянс", возглавляемой бывшим членом партии "Процветающая Армения" ("ППА") Тиграном Уриханяном, то эксперты считают ее очередным политическим проектом экс-президента Роберта Кочаряна. Большие финансовые возможности Кочаряна, способность влиять на некоторые круги во власти, создают благоприятную почву для его возвращения в публичную политику. Наблюдатели связывает с именем Кочаряна еще одну новую партию, о создании которой недавно сообщил экс-министр иностранных дел, депутат парламента от фракции "ППА" Вардан Осканян. Название партии пока не сообщается.
Заявление Осканяна вызвало ажиотаж в обществе и в прессе. Хотя некоторые политики и эксперты внушить обществу, что возглавляемая Осканяном новая партия является самостоятельной единицей и призвана политизировать ставшие формальностью выборы, широкие слои общественности продолжают связывать имя Осканяна с крайне непопулярным вторым президентом.
Ключевую роль здесь играет активное участие тогдашнего главы МИД Осканяна в информационном сопровождении антизаконных действий властей 1 марта 2008 года. Он пытался оправдать действия властей и заверить зарубежные СМИ и дипломатов в том, что в трагических событиях виновата оппозиция. Его заявление о том, что демонстранты были вооружены, которое, несмотря на все старания репрессивной машины, так и не подтвердилось, вызвало разочарование в обществе. Осканян также пытался опровергнуть тот факт, что власти содержали Тер-Петросяна под домашним арестом.
Поствыборные события 1 марта, которые до сих пор не расследованы, продолжают будоражить армянское общество. Те события стали основной темой для оценок и комментариев, связанных с созданием новой партии. Сейчас Осканян заявляет, что вопрос о расследовании событий 1 марта находится на повестке дня его партии. Он признал: "Тогдашняя власть несет за этот день ответственность. Я являлся частью той власти".
Будучи депутатом парламента от ППА Осканян дважды проголосовал за предложение фракции "АНК" создать комиссию по расследованию деятельности правоохранительных органов, относящейся к событиям 1 марта. Однако этого недостаточно для того, чтобы занять на политическом поле место реального игрока, а не манипулируемой политической фигуры.
"Интрига создания партии связана с Кочаряном. Пока Осканян не даст политическую оценку того, что произошло 1 марта, политическом пространстве он будет рассматриваться как представитель Кочаряна",- считает политический обозреватель издания Lragir.am Акоп Бадалян. Позиция занятая некогда Осканяном и то обстоятельство, что он ни во время событий 1 марта, ни в течение всех последующих 8 лет не сделал шагов по реальному дистанцированию от "главного героя" трагедии 1 марта, создало препоны для его дальнейшей политической деятельности.
Ситуация для Осканяна осложняется и тем, что он, будучи вторым лицом в ППА, после первых же шагов власти по разгрому этой партии, сразу покинул ее. Это дало основание считать, что Осканян покинул ППА для того, чтобы принять участие в другом проекте Кочаряна. Напомним, что ППА изначально создавалась как политическая опора Кочаряна, который после окончания президентского срока планировал занять кресло премьера. Это не удалось, поэтому аналитики называют ППА провальным проектом Кочаряна.
Учитывая значение событий 1 марта для армянского общества и крайне низкую популярность Кочаряна, можно предположить, что проект по созданию новой партии также не увенчается успехом. Сегодня на одной чаше весов - завидная энергия экс-президента, его активные попытки укрепить свои политические позиции, финансовые ресурсы. На другой - беспрецедентный по своей жестокости разгон мирных акций протеста 1 марта, в результате которого было убито 10 и ранено свыше 200 человек. Ни США, ни Россия, исходя из собственной политической целесообразности, не хотят возвращения в публичную политику Кочаряна. При этом они не могут не учитывать фактор негативного отношения общества ко второму президенту. Таким образом, "новый круг Кочаряна" может замкнуться на событиях 1 марта 2008 года.