Тени холодной войны: экспертный взгляд на контакты России и Запада
Читать на сайте Вестник КавказаВ Москве сегодня состоялось заседание дискуссионной площадки "Тверская – XXI" "Тени холодной войны: Россия и Запад в современных реалиях". Мероприятие прошло в Музее современной истории России. В нем приняли участие главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов и генеральный директор Института внешнеполитических исследований и инициатив, советник генерального директора МИА "Россия сегодня" Вероника Крашенинникова.
Теракты в Брюсселе продемонстрировали плачевное состояние, в котором находится Евросоюз, заявил главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов.
"Теракты в Брюсселе поразительны тем, что они случились там, где их все ждали. Это системная недееспособность ЕС", - приводит его слова корреспондент "Вестника Кавказа".
Эксперт выразил мнение, что борьба с терроризмом никого никогда не может объединить. "Это показывает пример Америки после 11 сентября. Когда возникает угроза безопасности граждан, особенно в таких масштабах, любое серьезное государство полагается на себя. И правильно делает. НАТО тоже тогда расширялось и крепло", - поведал он.
Главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" рассказал, как писал об этом периоде экс-глава ЦРУ Джордж Тенет. "Там он пытался оправдаться за 11 сентября и за Ирак. Он хорошо описывает встречи РФ и США после 11 сентября. Он говорит, что это были встречи шпионов со шпионами. Никогда истинного желания взаимодействовать ни с одной, ни с другой стороны не было", - уточнил эксперт.
Лукьянов предупредил о грядущем смещении приоритетов. "Европе скоро будет ни до чего. Если что-то произойдет в Германии, то это приведет к существенным общественно-политическим сдвигам, а Европа пойдет в фарватере. При этом ослабленная Европа ничего хорошего миру не принесет. Она станет предметом новой борьбы за влияние", - прогнозирует он.
Политолог рассказал о своем понимании периода холодной войны и текущей ситуации в мире, которые, по его мнению, принципиально отличны друг от друга. "Мне кажется, прошло достаточно времени после фултонской речи Черчилля, чтобы посмотреть на это время отстраненно. То, что сейчас происходит, не имеет названия. Это разные понятия. Холодная война была самым стабильным периодом в мировой истории. Это был паритет, цементируемый ядерным равновесием", - пояснил эксперт.
"Этой стабильности не стало, когда исчезла одна из опор. Однако никакой однополярной системы не возникло. Миром управлять из одной точки не может никто. Первый отрезок этой эпохи - с 1991 по 2001 год, когда все поверили, что мир стал однополярным. Второй отрезок - с 2001 по 2011, когда все больше возникало сомнений, началась эрозия. Третий этап - настоящий хаос. Ближний Восток погружается в пучину. Наши успехи лишь замедлят этот процесс. Ближнего Востока, каким он был в XX веке, больше не будет", - предупредил Лукьянов.
По его словам, сейчас можно стремиться к тому, чтобы снизить для себя риски. "Наши действия в Сирии - это как раз создание опоры", - отметил главный редактор журнала "Россия в глобальной политике".
"Барак Обама гораздо лучше многих других понимает, что происходит. Рвать жилы им там просто нет смысла", - добавил эксперт.
Что касается Америки, то она тоже серьезно изменится. "И я бы не рискнул предсказывать, какие у нас отношения будут через 10 лет. Эта элита себя дискредитировала в тот момент, когда они, казалось бы, достигли своего пика. На этой вершине произошло головокружение от успехов, создавшее все проблемы, с которыми США сейчас не знает что делать. То есть, я бы сказал, что нынешний этап отношений - это не результат холодной войны, а итог того, что было после", - пояснил он.
"Международная политика - это борьба. Если у тебя есть амбиции, совершенно очевидно, что другим это не нравится. Надо более спокойно смотреть на то, что происходит. Это естественный процесс. Главное - не переоценить свои силы", - заключил Федор Лукьянов.
Генеральный директор Института внешнеполитических исследований и инициатив, советник генерального директора МИА "Россия сегодня" Вероника Крашенинникова заявила, что настоящее время - самый интересный для экспертов период в истории России после 1991 года. "Мы наконец, по крайней мере, эпизодически, начинаем вести свою линию во внешней политике", - пояснила она.
Эксперт указала, что точкой отсчета здесь можно считать возвращение Крыма в состав России. "Крым - это совершенно принципиальный момент в нашей истории. С моей точки зрения, это был момент, когда мы остановили продвижение НАТО на восток. НАТО, как каток, продвигалось к нам. Не будь такого напора со стороны Запада, может быть, Крым к нам так и не просился бы. Для этого требовалось мужество. Это были простые люди, которые делали историю", - поведала Крашенинникова.
"Если бы Крым не принял такое решение, то войска НАТО стояли бы по всему Крымскому побережью. В 2012 году Министерство обороны США уже ремонтировало школы под свои нужды", - напомнила генеральный директор Института внешнеполитических исследований и инициатив.
Следующим шагом, по ее словам, стала Сирия - первый эпизод, когда Москва проявила инициативу за пределами постсоветского пространства. "Это дальние рубежи нашей страны. Если бы мы не делали этого, то у наших границ возникло бы, через Северный Кавказ и вверх по Волге, государство террористов. Карты государства, которое ДАИШ хотело построить, были бы залиты черной краской вплоть до Казани", - предупредила эксперт.
Крашенинникова отметила высокую интенсивность антироссийской пропаганды сейчас, как в Америке, так и в Европе. "Мои друзья, живущие в США, говорят, что в 70-80 годы не слышали такой антироссийской пропаганды. То же самое в ЕС. Нагнетается страх перед Россией, ненависть к стране", - подчеркнула она.
При этом характерно, что пропаганда касается не только России как страны, но и российского народа. "Идет демонизация людей. В советское время американский народ никогда не был наших врагом", - указала генеральный директор Института внешнеполитических исследований и инициатив.
"Название текущему периоду еще не было дано. Но Америку мы изменить не можем, и противостояние будет продолжаться", - отметила Крашенинникова.
В этом смысле, по ее словам, неудивительна западная реакция на освобождение Пальмиры: никаких поздравлений по этому поводу не последовало.
"Нам придется приложить гигантские усилия, чтобы сподвигнуть Запад к сотрудничеству в борьбе с международным терроризмом. Насколько нам удастся заставить Вашингтон отказаться использовать терроризм в качестве механизма свершения неугодных режимов? (Это можно сделать — ВК) только такими усилиями, которые мы предпринимаем в Сирии. Возможно, это будет процесс два шага вперед - шаг назад. Но нам придется это делать", - заключила Вероника Крашенинникова.