Вайнахи вспоминают депортацию

Читать на сайте Вестник Кавказа

23 февраля вайнахи отмечают трагическую дату в истории ингушского и чеченского народов. «Черная среда» разделила жизнь их предков на «до» и «после» - 66 лет назад они были депортированы в Казахстан и Среднюю Азию. Нарком Лаврентий Берия лично руководил операцией «Чечевица», в которой в ущерб фронту были задействованы небывало крупные силы – до 19 тысяч оперативных работников, НКВД, НКГБ и СМЕРШ и около 100 тысяч офицеров и бойцов войск НКВД, стянутых со всей страны для участия в «учениях в горной местности». Было подготовлено 180 эшелонов по 65 вагонов в каждом. В нескольких аулах «нетранспортабельное» население фактически ликвидировали, в том числе и таким варварским способом, как сожжение. Всего в 1944 году было депортировано почти полмиллиона чеченцев и ингушей. К концу переселения от голода, тифа и других болезней погибло, по разным оценкам, от одной до двух третей из них. Последствия той депортации дают о себе знать и по сей день.


ИНГУШЕТИЯ

Ингуши и чеченцы, сражавшиеся на фронтах Великой Отечественной, солдаты и офицеры тяжело восприняли известия о высылке родных. Здесь нужно отметить, что около двух тысяч воинов-ингушей не вернулось с войны. Долгое время на официальном уровне замалчивалось участие ингушского и других репрессированных народов в Великой Отечественной. Герои не вязались с образом врагов народа, который усиленно культивировался пропагандой в отношении «провинившихся национальностей» в период депортации в 1944-1959 годов. Сегодня народам возвращают их героев – вспомнили о последнем защитнике Брестской крепости старшем лейтенанте погранвойск, ингуше Умат-Гирее Барханоеве, вспомнили о легендарном разведчике Абдулле Цороеве. Вспомнили, как в августе 1942 под Сталинградом погибал 255-й отдельный Чечено-ингушский кавалерийский полк. За два дня боев, 4 и 5 августа полк потерял 308 человек. Но, пожалуй, все перипетии того жестокого времени отражает судьба ингушского фронтовика Магомеда Базгиева:

В 1940-х в больничной палате города Фрунзе умирал от фронтовых ран капитан Базгиев. Около него не было ни родных, ни близких, некому было прочитать по мусульманской традиции предсмертную молитву - «ясин». Кто знает, что творилось в душе у защитника Родины в последние минуты жизни, награжденного в 1943 году Орденом Красной Звезды. В 1944 году его родители, как и все ингуши, были депортированы в Казахстан, а военнослужащих в основной массе из числа депортированных народов отзывали из армии и направляли в ссылку.
После демобилизации, прежде чем отправиться в Киргизию, Магомед Базгиев умудрился попасть на родину, в селение Галашки, но там жили чужие люди. Сотрудники «органов» предложили Базгиеву немедленно убраться, пригрозив арестом. Магомед отправился в Грозный, где собирали демобилизованных из армии ингушей и чеченцев для отправки в Среднюю Азию вслед за родными. Где искать своих родственников они не знали. По Казахстану и другим соседним республикам бродили фронтовики-вайнахи – голодные, изможденные, израненные. Они искали свои семьи.
Маленький ингушский народ разбросали по огромным просторам Средней Азии и Казахстана. Магомед Базгиев после долгих скитаний поселился во Фрунзе и нашел родителей (пока, правда, только по переписке). Но в 1948 году вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР, ужесточивший режим спецпереселенцев - 25 лет каторжных работ за самовольный выезд с места поселения на расстояние более пяти километров. Соединиться с родителями Магомед Базгиев так и не смог. Для него это стало большим моральным потрясением. Боевой офицер попал в больницу, где вскоре и умер.

23 февраля в мечетях Ингушетии проходят религиозные обряды поминовения погибших в результате депортации. Семьи, потерявшие близких, режут скот и раздают мясо малоимущим, одиноким и сиротам.


ЧЕЧНЯ

Накануне трагической даты на одной из улиц городка Урус-Мартан было непривычно многолюдно. Многочисленный род Джабраиловых готовился встретить потерянную в 1944 году родственницу. Все ждали того момента, когда спустя 66 лет чеченская сирота и ее родственники смогут впервые обняться.

До 1944 года чеченка Нурсет Воробьева жила с семьей в селе Старые Атаги. Когда чеченцев депортировали, ей было шесть лет. Высылали всей семьей – мать отца и брата. Как получилось, так что она с братом потеряла родителей, Нурсет не помнит. Об этом ей сестра: «Наша мать умерла в 1990-х. Она всегда пыталась скрыть от нас свое горе. Но мы замечали, как она беспокоилась, часто плакала и пыталась, найти своих детей. По пути в Казахстан семья Джабраиловых потеряла главу семьи. Мама рассказывала, что на одной из станций эшелон остановили, и люди стали в спешке запасаться водой, вот тогда то и потерялись оба ребенка. Она с трудом смогла перенести тот ужас, теряла сознание, не могла ходить, ее приходилось возить на тачке».

Нурсет Воробьеву родные называют Дещи, по их словам, это ее настоящее имя. Фамилию Воробьева ей дали в детдоме во Фрунзе. Там же она окончила семь классов, поступила в училище и работала на местном мясокомбинате. Найти родственников через интернет смогла только дочь Дещи Надежда…

Ступив на чеченскую землю, Дещи подумала, что встречают президента. Но толпа бросилась к ней – браться, сестры, много молодежи (видимо, тоже родственники). Старушке подносят несколько портретов, с первого раза она указывает на отца: «Большего всего я похоже на этого мужчину». Первым делом по ее просьбе, Джабраиловы все вместе отправляются на сельское кладбище, среди множества могильных памятников ей указывают на место захоронения матери. Дещи в слезах обняла мемориал и сказала, что и она теперь сможет посещать могилку своей мамы…

В каждой чеченской семье есть своя история, связанная с выселением и последующими тринадцатью годами, проведенными на чужбине. Многие на долгие годы утратили родственные связи. Сейчас в Чечне готовится к открытию мемориала жертвам депортации. В срочном порядке идет работа по созданию книги памяти, в которой будут собраны данные об убитых при выселении, погибших в дороге и умерших от голода на чужбине. 23 февраля в Грозном ждут премьеру. Здесь сняли художественно-документальный фильм «Буран». В центре повествования киноленты – судьбы четырех чеченских семей. Высаженные из поезда на чужбине, они оказались в заснеженной казахстанской степи. Начался буран, который занес снегом десятки взрослых и детей. Лишь через несколько часов их обнаружили жившие неподалеку казахи. Две семьи они спасли, а третья, незамеченная ими, осталась под сугробом. О том, что под снегом замерзают еще 15-20 человек, казахи узнали от спасенных ими чеченцев. А когда кинулись разгребать снег, было поздно - они обнаружили обмороженные тела мертвых спецпереселенцев.