Первый в России центр исламского банкинга открылся в Казани
Читать на сайте Вестник КавказаПервый в России центр партнерского (исламского) банкинга открылся сегодня в Казани.
Его деятельность будет построена в полном соответствии с принципами партнерского финансирования, которые широко применяются во многих странах Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.
В открытии центра участвовали президент Татарстана Рустам Минниханов, первый заместитель председателя Банка России Алексей Симановский, председатель Духовного управления мусульман (ДУМ) республики, муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин.
"Мы живем в непростое время, сложные экономические обстоятельства заставляют нас искать новые пути", - заявил глава республики.
"Партнерский банкинг - новая форма. Мы должны сформировать такую форму обслуживания клиентов, которая бы прежде всего соответствовала российскому банковскому законодательству и не противоречила исламскому банкингу", - указал Минниханов.
Теперь, по его словам, такая площадка появилась в Казани. "Уверен, что перед нами длинный путь. Многое мы должны сделать на этой площадке как пилот", - пояснил президент Татарстана.
Он также отметил, что исламский банкинг - "это серьезный инструмент". "Уверен, что для нашей страны это тоже будет шагом, который позволит найти новые финансовые рынки", - приводит слова Минниханова сайт правительства Татарстана.
Центр партнерского банкинга открыт в рамках соглашения о сотрудничестве между ДУМ Татарстана и ООО "Татагропромбанк", отмечает ТАСС.
Специалисты ДУМ разработают рекомендации по организации его работы, а также обеспечат проведение экспертиз на предмет соответствия услуг нормам исламского права.
Рабочей группой, которую возглавляет первый заместитель председателя Центробанка Алексей Симановский, разработан проект "дорожной карты" по развитию партнерского банкинга и связанных с ним финансовых услуг в РФ на период 2016-2017 годов.
Центр будет вести инвестиционную, лизинговую и торговую деятельность. Он будет разделять риски со своими клиентами при проведении финансовых операций, поэтому и получил название партнерского.
Государственная религия ряда стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока наложила отпечаток на деятельность кредитных организаций. Исламские банки не выдают деньги под проценты, а получают доходы от прибыли бизнес-проектов, в которые вкладывают средства. Привлекая деньги физических лиц, банки мусульманских стран не выплачивают клиентам доходы по вкладам, за исключением процента инфляции, который устанавливается государством.
Как пояснил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" заведующий кафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела (ФФБД) РАНХиГС Константин Корищенко, исламский банкинг – очень активно развивающийся вид финансирования, но в российских реалиях его ожидают трудности.
"Единственная его сложность в российских условиях – это то, что он не совсем стыкуется с российским Гражданским кодексом. Поскольку принцип платности возвратности ресурсов, заложенный в российском ГК, не соответствует основному принципу исламского финансирования, где существует совместное получение прибыли от экономической деятельности. И, соответственно, эта юридическая коллизия препятствует его активному расширению. Насколько возможно изменение российского законодательства, сейчас идут активные дебаты. Есть даже предложения по изменению регулирования, но, к сожалению, в нынешних условиях пока эта проблема не решена", - поведал эксперт.
Что касается вопроса, насколько эта услуга может быть популярной, заведующий кафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела (ФФБД) РАНХиГС напомнил, что в России есть только один вид законодательства – законодательство РФ, которое сегодня, к сожалению, не поддерживает такой вид финансирования. "Поэтому проблема заключается в том, каким образом будут заключаться юридические договора между сторонами, которые будут соответствовать тому, что называется "принцип исламских финансов". Это скорее исследовательские, консультационные функции этого центра будут востребованы, а практическое расширение финансирования в рамках российского законодательства пока испытывает затруднения", - заключил Константин Корищенко.
Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян выразил мнение, что "у нас любая банковская услуга востребована", поэтому подобную практику "надо только приветствовать". "Такой вид банкинга, с точки зрения специфики предоставляемых услуг, может быть привлекательным для определенной группы клиентов", - считает он.
При этом эксперт отметил, что подобные банки не будут кардинально отличаться от обычных, только им будут присущи "те или иные формы специализации, при которых предпочтение отдается только инвестиционным программам, инвестиционным подходам и делается особый акцент на культурно-этических аспектах ведения этого бизнеса".
Напомним, как ранее уже говорила "Вестнику Кавказа" директор департамента экономики СМР Мадина Калимуллина, отличительной стороной исламского банкинга является то, что в отличие от обычного, в котором приоритет отдается материальной выгоде, он основан на этических принципах, а не на процентном кредитовании. "Финансовые институты очень часто зарабатывают не столько на процентах, сколько на штрафах и пени. То есть фактически финансовому институту выгодно, когда должник испытывает сложности и не может вернуть средства вовремя. В Исламском же банкинге и финансах отсутствуют штрафы и пени в случае задержки выплаты долга, если это зависит от объективных причин – потери работы, сложности в бизнесе и так далее. Штрафы возможны только в том случае случае, если присутствует злой умысел, когда человек намеренно не платит", - сказала она.
Кроме того, лежащие в его основе принципы ведения дел могут послужить своего рода профилактикой финансовых кризисов. "Cама система непосредственно связана с реальным сектором экономики, поэтому финансовые институты как посредники между реальным сектором экономики и инвесторами напрямую отражают состояние реального сектора. Допустим, когда в бизнесе простой или отсутствует прибыль, то инвесторы тоже не имеют права рассчитывать на какую-то прибыль. Они несут риски в обмен на то, что хотят зарабатывать прибыль. Это распространяется и на вкладчиков. Предприниматель же в свою очередь получает проектное финансирование и не несет риск лишиться бизнеса в случае снижения прибыли", - пояснила Калимуллина.
"Еще один очень важный момент. Мы очень часто говорим о вреде курения, алкоголя, но мы забываем о том, что всегда есть стороны, которые финансируют эти виды бизнеса. Очень часто это финансовые институты, банки, которые финансируют и кредитуют их. В исламском финансировании один из краеугольных принципов заключается в том, что виды деятельности, которые несут в себе социальную угрозу, запрещено финансировать. Это алкоголь, табак, игорный бизнес, это какие-то сферы развлечений, не связанные с полезными видами деятельности. Соответственно это еще дополнительная социальная профилактика для всего мирового сообщества", - резюмировала директор департамента экономики СМР.
Схожего мнения придерживается и член Российской ассоциации экспертов по исламскому финансированию (РАЭИФ), представитель Финансового дома "Амаль" в Москве Тимур Хаертинов, отметивший, что внедрение подобной практики "дает, во-первых, развитие тех отраслей экономики, которые несут людям пользу (ибо запрещено инвестировать в недозволенный бизнес, связанный с эксплуатацией человеческих пороков); во-вторых, это дает большую справедливость при распределении мирских благ (ибо в исламе доход либо связан с трудовым участием либо с несением бремени коммерческого риска; в-третьих, исламский подход к финансированию сглаживает глубину циклов подъема и спада в экономике, так как вложение в реальные активы и запрет на ростовщичество уменьшают или нивелируют инфляционные волны".