Германия о Карабахе: ответы на парламентский запрос

Читать на сайте Вестник Кавказа

В редакцию «Вестника Кавказа» поступили ответы правительства ФРГ на малый парламентский запрос фракции «Левые» касательно нагорно-карабахского конфликта и роли Германии в его разрешении в рамках председательства в ОБСЕ в 2016 году. Немецкое правительство отмечает, что де-эскалация ситуации на линии соприкосновения армянских и азербайджанских войск остается первоочередной задачей в период председательства ФРГ в ОБСЕ. Таким образом, федеральное правительство поддерживает инициативу сопредседателей Минской Группы ОБСЕ  по выработке механизмов расследования случаев нарушения режима прекращения огня. Официальный Берлин будет использовать двусторонние каналы связи с Арменией и Азербайджаном, чтобы подвигнуть их на более активные усилия по разрешению конфликта. Германское правительство находится в постоянном рабочем контакте с сопредседателями МГ ОБСЕ, а также проводит с ними неформальные беседы по отдельным случаям. Также Германия регулярно контактирует и проводит обмен мнениями со спецпредставителем ОБСЕ по нагорно-карабахскому конфликту Анджеем Каспршиком. В год своего председательства в ОБСЕ правительство ФРГ планирует интенсифицировать практику приглашения сопредседателей МГ ОБСЕ в столицы рядовых стран-членов Минской Группы для проведения с ними консультационных переговоров по ходу урегулирования конфликта. Будучи председателем ОБСЕ, Германия также проводит переговоры со сторонами конфликта с целью осуществления ими конкретных шагов по де-эскалации

Правительство Германии отмечает, что в 2014 и 2015 годах наблюдается увеличение вооруженных инцидентов по сравнению с предыдущими годами. «Государственная граница между Арменией и Азербайджаном не определена ясно на местах, что осложняет точную оценку подобных инцидентов. Согласно данным сторон конфликта также увеличилось число случаев пересечения границы и линии фронта малыми боевыми группами».

В ответах немецкого правительства также отмечается, что сотрудничество на уровне гражданских  обществ двух стран осложнилось в связи с обострением ситуации на фронте. «Нельзя исключать, что представители гражданского общества, ратующие за примирение народов и мирное разрешение конфликта, своими действиями могут вызвать враждебную реакцию. По этой причине правительство Германии не будет поименно указывать НПО, проявляющие активность в данной сфере». В 2015 году при финансовой поддержке Германии было осуществлено три проекта, полностью или частично нацеленных на участие гражданского общества в урегулировании конфликта, на общую сумму более 160 тысяч евро. Помимо этого, в 2014 году по линии Германской Службы Академического Обмена (DAAD) были выделены стипендии на обучение 62 армянских и 148 азербайджанских студентов. В рамках мероприятий DAAD происходят регулярные встречи между армянскими и азербайджанскими студентами. 

В ответе на вопрос об участии армянской и азербайджанской общин Нагорного Карабахе в процессе мирного урегулирования конфликта, федеральное правительство отметило, что «устойчивое разрешение конфликта может быть достигнуто лишь в случае преодоления раздора и возникшего на протяжении многих лет недоверия между населениями. Прямые контакты между людьми могут послужить этой цели. В этом отношении правительство ФРГ готово выдвинуть и поддержать соответствующие инициативы. Установление прямых контактов между людьми предполагает однако и непротивление этому со стороны участников конфликта».

Несмотря на критику, высказываемую правительством Азербайджана в адрес Минской Группы ОБСЕ в связи с отсутствием успехов в переговорах, азербайджанская сторона продолжает придерживаться формата Минской Группы. При этом Азербайджан выступает за более активную роль всех трех стран-сопредседателей МГ ОБСЕ. Азербайджанская сторона открыта для предложений, в том числе, и со стороны Российской Федерации, которые бы способствовали восстановлению территориальной целостности Азербайджана.

В своем ответе на парламентский запрос немецкое правительство в очередной раз полностью дезавуировало попытки армянской стороны представить сепаратистский режим в Нагорном Карабахе в качестве состоявшего «государства». По оценке правительства Германии регулярные войска Республики Армения составляют порядка одной третьей от всех 23 тысяч солдат «сил самообороны» непризнанной так называемой «Нагорно-Карабахской Республики». Подавляющую часть «сил самообороны» составляют военнообязанные, которые, в свою очередь, также рекрутируются в Армении.

В ответе на вопрос фракции «Левые» об отношении правительства ФРГ к проведенным в Нагорном Карабахе парламентским выборам, подтверждается уже известная позиция: «Германия не признает ни так называемую «Нагорно-Карабахскую Республику», ни проводимые ею «выборы»».