Кайрат Келимбетов: "Мы считаем себя "входными воротами" в Евразийский экономический союз"
Читать на сайте Вестник КавказаВ Казахстане 20 марта прошли досрочные парламентские выборы, в которых приняли участие шесть из семи зарегистрированных партий. Уверенную победу одержала партия президента Назарбаева "Нур Отан" получившая 82,15% голосов избирателей. В парламент прошли еще две партии – "Ак жол", набрав 7,18% голосов и Коммунистическая народная партия (КНПК) – 7,14%. Таким образом, основная задача власти – сохранение стабильности в стране – выполнена. Обновленный состав законодательного собрания будет отражать внутриэлитный расклад и способствовать решению задач модернизации экономической и политической системы Казахстана. Управляющий Международного финансового центра "Астана" экс-вице-премьер правительства Казахстана Кайрат Келимбетов рассказал "Вестнику Кавказа", как будет жить страна дальше.
– В мире идут процессы геоэкономического переформатирования рынков, цен. Какие реформы собирается проводить Казахстан, чтобы соответствовать вызовам времени?
– Надо быть максимально готовыми и устойчивыми к этим вызовам. То, с чем президент Казахстана победил на выборах в прошлом году, с чем победила партия "Нур Отан" сегодня, демонстрирует - как подготовиться к тем структурным реформам, о которых во всем мире много говорят, но мало что делают. У Казахстана есть очень четкие программы "100 шагов", "Пять институциональных реформ". В числе других я занимаюсь, например, созданием Международного финансового центра "Астана". Недавно парламент Казахстана принял новый конституционный закон о международном финансовом центре, где впервые на постсоветском пространстве будет внедрено английское право. Будет создан независимый суд, где будут работать иностранцы. Будет создан регулятор, будет создана новая биржа. Все на английском языке. Это прообраз той новой государственной службы, которая будет лучше подготовленная к тем вызовам, которые уже не за горами. Это прообраз новой программы диверсификации экономики Казахстана.
- Она будет способствовать привлечению инвестиций?
- Мы надеемся, что станем региональным бизнес-хабом для Центральной Азии в расширенном смысле. То есть не только для стран, традиционно входящих в Среднюю Азию, но и для какой-то части России, Китая, Ирана. Речь идет о довольно большом географическом пространстве.
– Вы не будете конкурировать с Москвой, Минском, Баку?
– Есть такие большие центры как Лондон, Гонконг, Нью-Йорк, которые по-своему уже поделили мир финансовых услуг. Но это не означает отмену региональных финансовых центров. Тот же Дубай, Москва, Варшава или Астана - сообщество меньших по размеру, но не менее нужных финансовых хабов, которые поднимут уровень финансового сервиса для нашего бизнеса. Это самое главное. Нам нужно привлекать внутренние инвестиции, которые иногда утекают в другие страны, а также привлекать инвестиции из-за рубежа. Мы в этом смысле рассматриваем себя "входными воротами" в Евразийский экономический союз. Тем более, несмотря на все санкции, рынок России остается очень многообещающим. Впереди огромные инвестиции, огромная экономика, в которую все хотят зайти.
– Но санкционный режим может продлиться еще какое-то время.
– Да, но Казахстан - хорошая "база". Мы пытаемся создать преимущества, которые будут нравиться не только инвесторам, но и нашим коллегам по ЕАЭС.
– Министр иностранных дел Казахстана Ерлан Идрисов на днях сказал, что республика была вынуждена искать обходные пути для движения товаров в обход России из-за санкций против Турции.
– Наши лидеры (России и Казахстана – "ВК") договорились, что мы будем интегрировать два пространства – ЕАЭС и инициативу Китая "Экономический пояс Шелкового пути". Если вы посмотрите, какой масштаб экономики у этого пространства, и сколько людей проживает в этом пространстве, то увидите, что это многообещающий проект. И российский рынок огромный, и китайский рынок огромен. Китай сейчас ищет выход не только в направлении океана, но и в Центральную Азию. И Казахстан диверсифицирует свои маршруты. Традиционные наши маршруты на 80% проходят через Россию. Мы развиваем каспийское направление. Открылось иранское направление, после отмены санкций в отношении Тегерана. Если нормализуется ситуация в Пакистане, Афганистане, появятся новые интересные направления. Все эти маршруты свяжут мир в рамках экономических и бизнес коммуникаций, без геополитических трений. Поэтому то, что мы планируем, это большая работа в рамках коллективного сознания. ЕАЭС будет интегрироваться в европейском направлении, в азиатском направлении. Это большая интересная работа. И то, что успешно прошли выборы в парламент и получен новый мандат народного доверия к тем реформам, которые объявлены, это хороший знак.