Новые межсирийские переговоры повторят судьбу "Женевы-2"?
Читать на сайте Вестник КавказаНовый раунд межсирийских переговоров в Женеве пока не вызывает оптимизма, и связано это с позицией умеренной оппозиции, выступившей с самого начала с предварительным условием о необходимости отставки президента Башара Асада - так прокомментировали "Вестнику Кавказа" начало очередной попытки мирного урегулирования сирийского кризиса эксперты.
Напомним, что делегация правительства Сирии заявила о готовности немедленного старта межсирийского диалога, если предварительные условия будут отменены. "Мы несем ответственность, представляя сирийский народ. В то же время наша ответственность заключается в том, что не должно быть предварительных условий", - подчеркнул глава делегации, постпред Сирии при ООН Башар Джаафари.
Так, советник заместителя председателя Совета Федерации РФ, заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов Андрей Бакланов выразил сомнение в том, что за прошедшее с последнего раунда межсирийских переговоров время выросли шансы на продуктивный итог работы дипломатов. "Последние два-три дня заявления, которые появлялись, повторяют самые начальные запросные требования оппозиции. Даже чисто психологически, представьте себе: приезжают две делегации, которые напрямую не встречаются, контактируют через посредника, и одна из них начинает с того, что выдвигает предварительное условие: высший руководитель другой стороны должен уйти. Так переговоры не ведут. Сейчас используется так называемая "родосская формула", с помощью которой в январе-феврале 1949 года готовилось перемирие между израильтянами и арабскими странами - но даже тогда с такими стартовыми заявлениями стороны не выступали", - указал он.
По оценке дипломата, более эффективен иной метод урегулирования сирийского кризиса.
"В целом, мне кажется, начало переговоров в Женеве не очень симпатичное. Я больше рассчитываю на то, что произойдут дальнейшие подвижки в формате переговоров, который ведется непосредственно на местах, в основном, при нашем посредничестве. Российские военные отлично помогают сирийцам, так что все новые и новые группы откалываются от тех, кто готов продолжать вести боевые действия против официального Дамаска. Этот формат переговоров на месте на данный момент работает лучше", - считает Андрей Бакланов.
Одна из ключевых проблем женевских переговоров - нежелание сирийской оппозиции выходить на выработку действительного компромисса и прекращения войны. "Пока такой высокой стадии готовности у оппозиции я не вижу: они по-прежнему хотят поуправлять. Это изначально было в 2011 году, когда я принимал участие в самом первом раунде наших встреч с сирийской оппозицией, и эти нотки, к сожалению, сохраняются до настоящего времени. На компромисс при такой ситуации выйти трудно. Конечно, вероятность провала переговоров это, в какой-то мере, нормальное течение событий, потому что очень сложно добиться сближения сторон. Единственное, на что можно рассчитывать, это на рост ответственности среди оппозиционеров, ведь гуманитарная ситуация в стане становится совершенно неприемлемой это должно их стимулировать идти вперед", - пояснил дипломат.
В такой ситуации можно ожидать новых политических разногласий, связанных с тем, что сирийское государство продолжает функционировать по прежним законам, пока вырабатываются новые. "С одной стороны, на переговорах в Женеве вырабатываются параметры всего нового: переходной структуры, нового парламента, выборов президента и законодательного собрания. С другой стороны, для действующего руководства Сирии понятно, что эти параметры могут и не быть выработаны в скором времени, в то время как государство должно работать. Исходя из этой логики, к примеру, на апрель намечены новые выборы, в соответствии с Конституцией. Уверен, по ним будет определенное несогласие между сторонами, однако пока что жизнь должна строиться в Дамаске и в Сирии в целом на основе тех инструментов, которые работают", - указал Андрей Бакланов.
Государственный советник второго класса, эксперт Научного совета при Совете Безопасности РФ Станислав Иванов, в свою очередь считает, что в ходе межсирийских переговоров есть небольшие позитивные сдвиги и существуют все предпосылки существуют для продолжения переговоров. "Говорить об окончательном успехе пока, конечно, преждевременно, но сам факт, что переговоры продолжатся, я думаю, ни у кого сомнений не вызывает. Более того - последнее сообщение из штаб-квартиры ООН и нашего МИДа: все-таки появилась надежда подключить к этому переговорному процессу и сирийских курдов, без которых этот межсирийский диалог был неполноценным. Они выступают в качестве третьей силы, они не участвуют в гражданской войне в Сирии, но по сути дела за эти несколько лет им удалось создать автономный район, и они - на переднем крае борьбы с радикальными исламистами, с ДАИШ, Джабхад ан-Нусра, ведущими террористическими группировками. Поэтому курды с оружием в руках заслужили право также участвовать в этом переговорном процессе, несмотря на такую позицию Турции, которая отрицает подобную возможность: все-таки, и штаб-квартира ООН, и наши коллеги в Вашингтоне склоняются к тому, чтобы курды стали полноправными участниками переговоров", - рассказал эксперт.
Отвечая на вопрос, что, на его взгляд, в наибольшей степени влияет на готовность и желание обеих сторон найти компромисс и закончить конфликт, Станислав Иванов посетовал на обилие противоборствующих группировок: "Понимаете, если бы это были обе стороны - сторон там около 100. С одной стороны - Башар Асад, с другой стороны - десятки, около сотни оппозиционных группировок. И единого мнения, естественно, быть не может, ни сейчас по таким вопросам, как условия прекращения огня, дальше - по Конституции, новых законов по государственному устройству в Сирии - что это будет унитарное государство, федеративное государство или, может быть, оно распадется на несколько анклавов. То есть сколько группировок, столько и мнений. Привести их к единому знаменателю не так просто", - выразил уверенность политолог, отметив, что главным на сегодняшний день все-таки является сохранение перемирия.
"Конечно, с небольшими нарушениями, но прекращен огонь. Это уже достижение. Женева-2 проходила в условиях продолжающихся боевых действий, насколько я помню. Поэтому уже есть позитивные изменения в плане того, что все-таки на многострадальной сирийской земле хотя бы между войсками этих многочисленных оппозиционных группировок соблюдается перемирие. Что касается второго фронта с радикальными исламистами, то там война продолжается - пока, конечно, нет объединенного единого фронта против них, воюют в основном курды. Но говорить о том, что Женева-3 завершится ничем - я не думаю. Скорее всего, созданы предпосылки, что и Башар Асад пойдет на какие-то уступки, и оппозиция в общем-то к ним готова. И самое главное, что на земле открылись гуманитарные коридоры, уменьшилось количество беженцев. Европа была озабочена тем, что через сирийско-турецкую границу хлынули десятки тысяч новых беженцев. Сейчас этот поток заметно уменьшился", - поведал эксперт Научного совета при Совете Безопасности РФ.
"Я думаю, что Женева-3 может закончиться пускай не окончательным каким-то достижением, соглашением. Но во всяком случае - продлением перемирия и продолжением того процесса, который был намечен в СБ ООН. Если вы помните, там речь шла о 17-месячном периоде, когда могут быть созданы какие-то переходные структуры, временное правительство и так далее. Многое будет зависеть и от правительства Башара Асада, потому что не только оппозиция заявляет о возможном срыве переговоров, но и действия правительства не всегда можно понять. Допустим, было заявление о том, что планируют провести парламентские выборы в апреле месяце. Я считаю, что это заявление тоже провокационное, поскольку в воюющей стране или в стране, в которой еще не достигнуто мира, который бы позволил провести выборы, проводить какие-то частичные выборы, пытаться легитимизировать то состояние, которое имеется сегодня - это тоже в какой мере направлено на срыв переговоров. Поэтому обе стороны должны очень внимательно, выверенно продумать каждый свой шаг, прежде чем делать какие-то заявления, должны учитывать мнение другой стороны. Тогда, я думаю, удастся чего-либо достигнуть. И многое будет зависеть от наших коллег: Вашингтона, конечно, и от структуры ООН, и в какой-то мере от региональных игроков. Я думаю, что Иран, Турция, Саудовская Аравия, Катар - все страны, заинтересованные или причастные к событиям в Сирии, должны проявить добрую волю и прийти к какому-то консенсусу", - считает эксперт.
"Так что не будем загадывать, но, во всяком случае, предпосылки все к тому, что все-таки удастся сохранить мир в Сирии - хотя бы этот частичный, между основными противоборствующими сторонами, и через какой-то период сосредоточиться на борьбе с исламскими радикалами, с террористами, вычистить в регионе эту нечисть, которая существует на территории Сирии, Ирака и угрожает всему мировому сообществу в лице исламского халифата, такие предпосылки есть. Будем следить за событиями", - заключил Станислав Иванов.