Минэнерго США не верит в заморозку добычи нефти

Читать на сайте Вестник Кавказа

Министерство энергетики США (EIA) накануне озвучило свои прогнозы мировых цен на нефть на ближайшие два года. На фоне того, что ведущие производители нефти в мире пытаются договориться о некой "заморозке" уровня добычи для стабилизации цен, а также того, что цены на сырье за последние несколько дней уже почти приблизились к $40 за баррель, Управление по энергетической информации Минэнерго США публикует доклад, где прогнозирует, что средняя цена на Brent в этом году составит $34,28 за баррель, а в 2017 - $40. Более того, эти оценки даже ниже предыдущих прогнозов министерства - на $3 и $10 за баррель соответственно.

По мнению американских аналитиков, рынок настолько наводнен нефтью, что США ждут низких цен в 2016 году даже с учетом того, что Америка сама уменьшит добычу в этом году на 700 тыс баррелей - до 8,7 млн баррелей в сутки. В будущем году Америка сократит добычу сланцевой нефти еще на 500 тыс баррелей - до 8,2 млн баррелей в сутки, но цена на WTI вырастет лишь на $6 - до $40 за баррель.

Прагматизм США в оценках, похоже, основан на неверии в "джентльменское соглашение" по заморозке уровня добычи нефти для восстановления цен, о котором уже договорились Россия, Саудовская Аравия, Венесуэла и Катар. Однако аналитики считают, что прогнозы американских энергетиков явно занижены, а сомнения в способности нового нефтяного картеля придержать уровень добычи "черного золота" сильно преувеличены.

"Прогнозы всегда неоднозначны: каждый прогнозирует, исходя из своих собственных интересов. И поэтому я, например, считаю, что это явно заниженная цифра", - заявил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль.

"На мой взгляд, все же до конца текущего года цена дойдет до $40-45, а на будущий год, наверное, - до $50 за баррель. Все будет зависеть от очень многих факторов. Во-первых, США снизили объем добычи нефти за последние несколько месяцев. Это повлияло и на цену, которая сегодня, как вы видите, держится в районе около $40 за бочку. Поэтому я полагаю, что этот прогноз маловероятен: многие страны, и теперь уже и ОПЕК, поняли, что надо подумать, как повлиять на увеличение цены, которая, думаю, будет несколько выше той, которую называют сегодня США", - рассказал эксперт.

Что касается того, удастся ли новому нефтяному картелю, основу которого уже заложили Россия, Саудовская Аравия, Венесуэла и Катар, переломить ситуацию, аналитик уверен, что ломать ее и не надо - достаточно просто немного придержать добычу. "Даже сам факт, что будет такая встреча, уже вызвал определенный рост. Я думаю, что все страны заинтересованы, чтобы цена была справедливой. Я не говорю, что она должна быть заоблачной, - но справедливой. Сегодня такая цена - около $80 за бочку, учитывая, что все же большая часть нефти добывается на шельфах, где затраты достаточно серьезные. Больше становится так называемых трудно извлекаемых запасов, добыча которых тоже требует дополнительных расходов. Повлияло и то, что китайская экономика немножко дала сбой. Хотя они планируют в скором времени восстановить и увеличить объем добычи нефти, но они, в отличие от нас, используют ее в большой степени для развития нефтехимии, для производства продукции химического сектора", - подытожил Геннадий Шмаль.

Аналитик Сбербанк CIB Валерий Нестеров также считает, что столь пессимистичная оценка Минэнерго США связана с тем, что сейчас прогнозисты разделились на два лагеря: те, которые смотрят более оптимистично и видят цену в этом году $40-45, и те, которые считают, что пока не произошло ничего, что могло бы повлиять на дисбаланс спроса и предложения, и он еще сохраняется. "Почти ежедневно идет поток информации. Завтра будут другие оценки от Goldman Sachs, от Минэнерго России или Минэкономразвития. В принципе, это пессимистический взгляд, вызванный дисбалансом спроса и предложения, хотя, может быть, он чуть снизился - до 2 млн баррелей в сутки. Конечно, здесь учитывается в определенной мере и прогноз Международного энергетического агентства. Считается, что рынок более-менее сбалансируется только к концу 2017 года. Этот баланс даст устойчивую цену на нефть и снизит волатильность, а пока цена на нефть очень волатильна. Мы видим, как она сейчас поднимается, знаем, что причиной являются и некоторые конъюнктурные сокращения запасов США и ожидания спекулянтов, или просто спекуляции на том факте, что могут собраться, и, видимо, соберутся основные экспортеры, и будут просто говорить о том, как цену на нефть поднять до стабильного уровня $40-50", - рассказал эксперт.

"Еще они обращают внимание, конечно, на то, что ситуация оказалась достаточно серьезной и для производителей сланцевой нефти в США. Добыча ее стала довольно устойчиво снижаться. Казалось бы, сокращение добычи тоже поддерживает в каком-то смысле современный слабый и короткий тренд на увеличение цены нефти, которое мы сейчас наблюдаем, - до $40. Но все-таки сильны ожидания того, что, как только нефть стабилизируется на уровне $40-45-50, то обязательно в течение нескольких месяцев поднимется производство этой сланцевой нефти: все-таки у США очень высокий запас. Пробуренных скважин много, и, как только цена будет подходящая, они начнут проводить операции гидроразрыва, и через несколько месяцев добыча опять пойдет вверх и снова придавит цены. В ближайший и следующий год на фоне роста добычи в Ираке, Иране, в некоторых других странах, на фоне того, что и добыча в России вырастет по итогам года, все-таки устойчивых предпосылок для того, чтобы цены поднялись и стабилизировались на уровне $45-50, пока еще нет. Ближайший период - период высокой волатильности. И Министерство энергетики США не есть истина в последней инстанции, они тоже находятся в этих условиях, их прогнозы характеризуются большой волатильностью. В свое время они были одними из оптимистов по ценам, а сейчас попали в разряд пессимистов, но, как всегда, истина где-то посередине", - поведал Валерий Нестеров.

"Конечно, сомнительно, что цена на нефть марки Brent будет $34 за баррель, потому что WTI обычно все-таки дешевле. Так дешево американская нефть вряд ли будет стоить: они уже начали ее экспорт, в небольших пока количествах, но все-таки символически американская нефть поступила уже в Европу и в Китай. Это тоже снимает напряжение на внутреннем американском рынке и подталкивает цены - чисто психологически. Я думаю, что этот прогноз все-таки следует отнести к пессимистичным", - заверил аналитик.

Отвечая на вопрос, какова вероятность того, что России и другим участникам переговоров не удастся переломить ситуацию на рынке, эксперт подчеркнул, что изменить положение дел могло бы строго соблюдаемое соглашение, которое однозначно предусматривало бы пусть и символическое, но сокращение добычи. "Но перспективы того, что все договорятся о сокращении, почти нулевые. Если будет достигнута договоренность о стабилизации добычи на достигнутом уровне, дальше этот фактор сыграет свою роль, но он будет решать задачу все-таки именно балансировки рынка и скорее - уже в будущем году. Вот при тех объемах заморозки останется перепроизводство нефти, останется фактор Ирана, и поэтому цена, в общем-то, будет уже не такой низкой. Мы боялись, что будет падение до $30, до $25. Сейчас все-таки уже какую-то положительную роль сыграла сама работа по организации встречи, эти заявления: нефть все же немножко стабилизировалась и чуть пошла вверх. Но больших надежд, что это снимет волатильность и приведет к устойчивому росту и стабилизации в районе $50, конечно, питать не приходится", - считает аналитик Сбербанк CIB.

"Эта некая полумера, потому что все понимают, что на самом деле соблюдать заморозку в условиях жутчайших бюджетных дефицитов, в условиях, когда средний бюджет ближневосточной страны требует для балансировки цены нефти в $100 за баррель, будет очень сложно. Все-таки, если нефть чуть повысится в цене, очень велик соблазн будет и для Нигерии, и для Венесуэлы, и для ряда других стран свою добычу поднять и все-таки хоть как-то облегчить свое тяжкое финансовое положение. Мониторинг все-таки - вещь сложная, и он всегда проходит с отставанием на несколько месяцев. Поэтому вряд ли будет большое доверие между странами. И при этом всегда будет сохраняться посыл: "Ну вот, всем плохо, а мне надо как-то воспользоваться возможностью заработать немного больше, чем другие", - заключил Валерий Нестеров.