Немецкое оружие на службе ДАИШ
Читать на сайте Вестник КавказаВ то время, как европейская общественность продолжает обсуждать итоги саммита ЕС-Турция, целью которого было нахождение долгосрочного решения проблемы и стабилизация ситуации с наплывом беженцев из стран Ближнего Востока в Европу, с фронтов борьбы с террористами все чаще доходит информация о попадании в руки террористов оружия западного производства. С конца 2015 года в немецкие СМИ продолжала просачиваться информация о том, что часть вооружений, поставляемых бундесвером курдским подразделениям «Пешмерга», оказывается, в конечном итоге, у террористов ДАИШ. Первоначально эта информация всплыла в репортаже немецкого телеканала ARD, корреспондент которого лично увидел продажу оружия made in Germany на нелегальных оружейных рынках северного Ирака. Соответствующие фото- и видеосвидетельства были зафиксированы также международной правозащитной организациейAmnesty International. В свете распространения подобных новостей, Берлин потребовал у правительства курдской автономии предоставить объяснения.
По данным курдских военных, собранных в специально составленном для Берлина отчете, часть немецкого оружия была захвачена террористами. Но, если к этому и можно отнестись с некоторой степенью понимания, поскольку на поле брани подобное происходит регулярно, то следующее признание курдов серьезно настораживает: часть вооружений продается на «черных рынках», чтобы финансировать бегство в Европу. То есть, складывается парадоксальный прецедент: поставляя оружие «Пешмерга» немцы помогают иракским курдам бороться с ДАИШ, чтобы, в том числе, сократить поток беженцев, в то время, как подаренное ими вооружение – пусть и небольшая его часть – перепродается террористам, чтобы курды смогли сбежать из охваченной войной страны… в Европу.
Как говорится в отчете правительства иракского Курдистана, из 28 тысяч орудий типа G3, G36 и пистолетов P-1, всегопропали 88. Примерно половина из них была утеряна в ходе боев с террористами, еще 17 были проданы отдельными бойцами «Пешмерга» на черном рынке (10 курдских бойцов были в связи с этим задержаны). Касательно судьбы остальных 16 винтовок и пистолетов правительство курдской автономии информации предоставить не смогло. С учетом того, что речь идет об относительно невысокой цифре, официальный Берлин не склонен делать из произошедшего трагедии. По словам представителей федерального правительства, о систематической перепродаже оружия речи не идет. К тому же, напоминают в Берлине, у перекупщиков оружия (в частности, у террористов ДАИШ) элементарно нет амуниции для использования немецкого стрелкового оружия. Таким образом, по мнению немецкой стороны, купленное оружие террористы смогут использовать максимум в пропагандистских целях – например, позировать с ним в снимаемых видео.
Однако, как сообщает в этой связи Frankfurter Allgemeine Zeitung, еще не факт, что в отчете правительства иракского Курдистана учтены все случаи пропажи немецкого оружия. Ведь статистика составлялась самими курдами, жизненно заинтересованными в продолжении поставок немецкого оружия – и кто сможет перепроверить, сколько из 28 тысяч орудий реально остались у «Пешмерга», а сколько было перепродано? Интернет-версия издания Spiegel отмечает, что проследить за судьбой поставляемого оружия крайне сложно. Распределяют его сами курды, как говорится, «под честное слово». Между тем в рядах бойцов «Пешмерга», по свидетельствам работающих на месте немецких военных инструкторов, растет недовольство: в связи с катастрофической финансовой ситуацией в автономии бойцам не выплачивается зарплата с осени прошлого года. На столь неблагоприятном фоне случаи дезертирства и контрабанды оружия являются, по мнению военных инструкторов, вполне понятными.
Также сложно согласиться с аргументом правительства ФРГ об отсутствия амуниции у террористов – как минимум, по двум причинам. Во-первых, если учет выданных бойцам винтовок и пистолетов командованию «Пешмерга» вести относительно легко, то число реально отстрелянных патронов – едва ли. Ведь речь идет не о военных учениях, а о продолжающихся реальных и интенсивных боевых действиях. И «списать» патроны в таких условиях – значительно более простая задача, чем выдаваемую единожды в руки винтовку. Во-вторых, террористы ДАИШ, покупающие на черном рынке немецкое ручное стрелковое оружие, наверняка, осознают, что без патронов оно стрелять не будет. А значит, при покупке оружия они запасаются и амуницией в необходимом количестве, иначе теряется сам смысл покупки.
Напомним, что оппозиционные немецкие фракции в Бундестаге «Левые» и «Зеленые» в свое время резко выступали против поставок вооружений иракским курдам. По их мнению, увеличение концентрации вооружений в регионе, где ведутся боевые действия, лишь усугубит конфликт. Глава фракции «Зеленых» в оборонном комитете Бундестага Агниежка Буггер заявила в начале января, что обязательства «Пешмерга» о сохранении оружия в своих руках не проверяются ни в малейшей степени. «Если уж правительство решается использовать опаснейший инструмент политики безопасности, а именно, поставки вооружения, при столь высоком риске его попадания в не те руки, то оно должно взять на себя ответственность за то, что с этим оружием происходит».