ЕС может оставить Армению без коньяка

Читать на сайте Вестник Кавказа

В стартовавших с декабря прошлого года переговорах между Арменией и ЕС по заключению Рамочного соглашения о сотрудничестве нашла свое место и "коньячная проблема": ЕС с подачи Франции настаивает на том, чтобы Армения взяла на себя обязательство отказаться от использования бренда "коньяк". Армянская сторона же парирует: "Как мы объясним отказ от бренда нашим производителям?". Ведь отказ от бренда чреват не только имиджевыми потерями для 50 армянских производителей коньяка, но и сокращением объемов продаж напитка на рынке.

"Проблема коньяка - одна из болезненных тем, которую будем решать во время переговоров с армянской стороной. В этом вопросе у ЕС довольно жесткая позиция", - отмечает посол ЕС в Армении Петр Свитальски, цитирует Sputnik Армения.

Дело в том, что согласно Лиссабонскому соглашению об охране наименований, мест происхождения и их международной регистрации, "коньяк" и "шампанское" не только бренды, но и географические наименования (во Франции), которые, в целях недопущения "путаницы", не могут быть использованы другими производителями в государствах-участниках соглашения (их более 20). Россия, куда экспортируется основная масса производимого в Армении коньяка, не участвует в этом соглашении.

Формула решения проблемы была изложена в Ассоциативном договоре, согласно которому армянской стороне предоставлялось 14 лет, по прошествии которых нужно было принимать окончательное решение. Однако стартовали новые переговоры, поскольку Армения не подписала соглашение об Ассоциации с ЕС. И, похоже, некоторые условия изменились.

"Это одна из болезненных и сложным тем в переговорах. В этом вопросе ЕС придерживается довольно жесткой позиции. А именно, этот алкогольный напиток не может быть произведен или экспортирован под брендом "коньяк". Еще раз отмечаю, что этот вопрос нужно решить во время переговоров. Есть несколько таких вопросов экономического характера, которые будут проблемными, и они будут решаться на последнем этапе после согласования всех других вопросов", - подчеркнул Свитальски, добавив, что в ЕС есть страны, например, Франция, которая придерживается "крайне жесткой позиции" по этому поводу.

Проблема коньяка для армянской стороны достаточно чувствительна, поскольку коньяк в этой стране производится более 100 лет, и на сегодняшний день на рынке действуют около 50 армянских предприятий по производству коньяка. "Коньяк" - один из самых известных армянских брендов на рынке стран СНГ. В связи с этим изменение бренда может привести не только к имиджевым, но и экономическим потерям для местных производителей. В частности, из-за ребрендинга возможно сокращение объемов потребления этого напитка.

Армянская сторона предлагает свой "рецепт" решения проблемы.

"Речь идет о Лиссабонском договоре, к которому присоединились даже не все государства-члены ЕС. Если я не ошибаюсь в согласованном в рамках Ассоциативного соглашения Договоре о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли (DCFTA) для решения этого вопроса был определен переходный период сроком на 14 лет. То есть столько времени мы могли использовать бренд "коньяк" везде, кроме стран-членов Лиссабонского договора, и только после этого должны были принять окончательное решение", - отметил бывший министр экономики Армении Карен Чшмаритян.

Другого мнения придерживается председатель Союза армянских виноделов Аваг Арутюнян, по словам которого, рано или поздно Армения должна отказаться от этого бренда, и чем скорее это произойдет, тем лучше для отрасли.

"В настоящее время львиная доля армянского коньяка экспортируется в Россию, которая не присоединилась к Лиссабонскому соглашению. То есть, если вдруг Россия и Франция придут к общему знаменателю по этому вопросу, сразу же настанут сложные времена для армянских производителей. Иными словами, наш экспорт под брендом "коньяк" будет продолжаться до тех пор, пока Россия не ратифицировала это соглашение. То есть все зависит не от нас, а от российско-французских отношений", - сказал Арутюнян.

Он согласен с тем, что отказ от бренда "коньяк" чреват негативными последствиями для армянских производителей, но, похоже, деваться некуда.

В настоящее время из-за экономических сложностей в России и девальвации курса рубля армянский коньяк уже стал неконкурентоспособен на этом рынке. Продажи по итогам прошлого года снизились до 50%.

"Отказаться от бренда необходимо, но делать это нужно умно. Вопрос в том, какое другое название выбрать, чтобы оно было запоминающимся, коротким и звучным. Дело в том, что все такие названия уже принадлежат конкретным компаниям. А экспортировать коньяк под брендом "бренди" не стоит, поскольку на рыке он считается более дешевым сортом алкогольного напитка. То есть проблема комплексная, и к ней нужно подойти комплексно", - заключил Арутюнян.