Баку ищет источники, компенсирующие снижение вклада нефти в ВВП

Читать на сайте Вестник Кавказа

Во встрече стран-членов ОПЕК и других нефтедобывающих стран могут принять участие Россия, Казахстан и Азербайджан, сообщил министр энергетики РФ Александр Новак. Сегодня в Москве и Баку все чаще говорят о перспективах формирования общей стратегии преодоления кризисных явлений.

Руководитель Клуба политологов "Южный Кавказ" Ильгар Велизаде признает, что и в России и в Азербайджане серьезно ощущаются последствия от падения мировых цен на нефть, на энергоносители в целом. "В [азербайджанском] бюджете недавно была произведена серьезная корректировка с учетом сложившийся ситуации. Бюджет был переверстан исходя из цены в 25 долларов за баррель. Серьезные изменения были внесены в расходную часть бюджета. Несмотря на это, приоритетных направлений развития экономики не коснулось. Существует серьезная подушка безопасности в виде накоплений в нефтяном фонде, все еще продолжает быть существенным золото-валютный резерв ЦБ. Это позволяет нам в определенной степени справляться с текущими рисками, вызовами", - заявил Велизаде.

В то же время, по его словам, на более далекую перспективу делаются серьезные расчеты по привлечению средств в экономику и дополнительных источников нефтяного сектора путем развития транспортной инфраструктуры, путем создания совместных производств, в том числе со странами-партнерами. "Сейчас решаются вопросы согласования условий транзита через азербайджанскую территорию грузов из сопредельных государств, регионов. Ведутся консультации с серьезными финансовыми институтами, региональными финансовыми институтами, с возможными донорами. Акцент ставится на инвестиционное сотрудничество. И взаимодействие с Россией представляет особый интерес, причем не только в двустороннем формате, но и в трехсторонних и многосторонних форматах", - говорит Велизаде.

С ним согласен и научный сотрудник Института востоковедения РАН Станислав Притчин: "Страны-экспортеры нефти и газа - Россия, Казахстан и Азербайджан попали под экономический удар. Но России растет добыча нефти, был запущен ряд новых месторождений, призванных компенсировать естественное снижение добычи на старых месторождениях. В конечном сете итоговая добыча составила 534 млн тонн нефти. А Азербайджане пик добычи по ключевым месторождениям, которые были запущены в 1990-х годах, был пройден в 2011-2012 годах. Прошлый год в этой тенденции снижения естественного плана по добыче нефти был предсказуем, и добыча составила порядка 41,6 млн тонн нефти. Здесь еще наложился ряд факторов, например, трагедия на месторождении, оператором которого является компания SOCAR. На протяжении нескольких месяцев добыча там также не велась, что серьезным образом сказалось на планах добычи на этом месторождении с учетом того, что дебет этого месторождения составлял порядка тысячи тонн нефти в сутки. По итогам 2016 года это снижение будет влиять и на общую добычу нефти в Азербайджане. Поэтому ситуация, с которой столкнулись азербайджанские власти, даже в большей степени была более серьезным вызовом, чем для России. Упор был сделан на поставку нефти на мировой рынок. Но эти фактора - снижение цены и естественное снижение добычи - сказались на экономических показателях. Но в Азербайджане уже оправились от первого шока, и сейчас ведется системная работа по поиску новых источников, которые могли бы позволить компенсировать снижение вклада нефти в ВВП Азербайджана".