Конституционная реформа в Грузии провалилась?
Читать на сайте Вестник КавказаСегодня истекает срок действия полномочий Конституционной комиссии Грузии. Она была сформирована 4 октября 2013 года для подготовки проекта обновленного основного закона страны.
Ее главой является спикер парламента Давид Усупашвили. В состав комиссии входят депутаты Шалва Шавгулидзе, Манана Кобахидзе, Эка Беселия, Элисо Чапидзе, Захария Куцнашвили, а также министр юстиции Тея Цулукиани.
Комиссия проработала почти два с половиной года, однако за это время она не представила ни одной поправки к Конституции.
В связи с этим накануне советник президента Грузии по юридическим вопросам Каха Кожоридзе выступил с критикой ее деятельности. По его мнению, комиссия не справилась со своими обязанностями, и средства, выделенные на финансирование ее работы, оказались потрачены впустую.
"Безусловно, ни один член комиссии не сможет избежать своей доли ответственности. Однако я считаю, что главную ответственность в этом процессе несет правящая коалиция. Довольно внушительная сумма была потрачена за эти два года. По моей информации, речь идет приблизительно о 300 тыс лари (около $121 тыc). Это сумма фактически деньги на ветер", - цитирует его Sputnik Грузия.
Кожоридзе посетовал, что комиссия завершает работу с нулевым результатом: ни одно предложение, ни один абзац в виде конституционных изменений не был принят.
С критикой в адрес комиссии выступил и представитель ЕНД Давид Бакрадзе. По его словам, для проведения конституционной реформы нужны политическая воля и готовность к компромиссам. "Тогда, когда нашим главным и неотложным конституционным изменениям - изменениям избирательной реформы мешает "Грузинская мечта", очень трудно представить, как можно достичь компромисса и консенсуса по вопросу широкой конституционной реформы. Поэтому работа этой комиссии не состоялась, и никакого продукта и результата эта комиссия не смогла достичь", - заявил он.
С подобной критической оценкой деятельности комиссии отчасти согласилась входящая в ее состав глава Минюста Тея Цулукиани. "Комиссия работала более менее активно… Неверное, можно было сделать больше. Наша рабочая группа, которой руководила госпожа Манана Кобахидзе, представила результат в письменном виде, однако решение и консенсус не были достигнуты", - сказала она.
Комментируя для "Вестника Кавказа" сложившуюся ситуацию, руководитель Центра глобальных исследований Нана Девдариани напомнила, что "у коалиции "Грузинская мечта" нет конституционного большинства в парламенте". "И практически все попытки внести какие-то изменения всегда блокируются так называемой оппозицией, то есть бывшей правящей партией ЕНД. Даже такой вопрос, который в принципе не должен вызывать какие-то вопросы, как перенос парламента обратно в Тбилиси из Кутаиси, они не могут решить, потому что для "Национального движения" это принципиальный вопрос, потому что это была инициатива Саакашвили", - сказала она.
"Кроме этой объективной причины, есть и чисто субъективные. Комиссия даже не собиралась. По крайней мере, можно было бы собрать комиссию и какие-то проекты начать готовить. А сейчас практически за несколько месяцев до следующих выборов, я не предполагаю, что какие-то сдвиги будут", - считает Нана Девдариани.
Член "Экспертного клуба Грузии" Вахтанг Маисая также указал на отсутствие у правящей коалиции конституционного большинства, что объективно препятствует внесению изменений в основной закон страны. Кроме того, он согласился с мнением Кахи Кожохидзе. "Конституционная комиссия работала очень неэффективно. Она не определила, какие изменения должны быть внесены в Конституцию, то есть самые главные вопросы не были толком сформулированы. У этой комиссии не было мотивации. Они просто занимались чем-то ради того, чтобы комиссия существовала на бумаге. Кроме того, не было необходимой политической воли со стороны правящей элиты, правящей коалиции", - считает политолог.
В этой связи он считает, что на конституционной реформе уже можно ставить крест. "Я не думаю, что будущий парламент, который изберут осенью, как-то позитивно повлияет на сложившуюся ситуацию. Так что от конституционных реформ мы еще очень далеки. Я бы сказал, это далекое будущее", - резюмировал Вахтанг Маисая.