От конфликтов к реформе ОБСЕ

Читать на сайте Вестник Кавказа
Министр иностранных дел Казахстана Канат Саудабаев начал свою первую региональную поездку в новом качестве действующего председателя ОБСЕ. В маршруте его передвижений значатся столицы государств Южного Кавказа – Баку, Ереван и Тбилиси.

Казахстан, получив председательство в ОБСЕ, стал без продолжительной раскачки доказывать серьезность своих намерений заниматься реальной политикой на пространстве большой Европы. Одним из программных пунктов значились усилия по разрешению затянувшихся конфликтов и, прежде всего, на хорошо знакомом Казахстану пространстве СНГ. К моменту председательства Астаны именно они стали одним из главных точек преломления мировой политики. Война России и Грузии из-за Южной Осетии 2008 года, а также непрекращающаяся вражда Азербайджана и Армении из-за Нагорного Карабаха напрямую отразились на интересах казахстанцев по самым разным аспектам, в том числе, и экономическим.

Региональный визит Каната Саудабаева стал первым практическим шагом на сложном пути миротворчества. Хорошее понимание сути проблем плюс высокий статус казахстанского министра должны, по замыслу Астаны, катализировать переговорные процессы на кавказском направлении.

Первым пунктом поездки стал Баку. Здесь казахстанского министра встречали на самом высоком уровне. За короткое время пребывания в азербайджанской столице действующий председатель ОБСЕ успел переговорить с представителями политических партий, главами МИД и парламента, состоялась и встреча с президентом Ильхамом Алиевым. Главным связующим звеном всех бесед стали поиски путей урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Именно здесь специально образованной структуре ОБСЕ – Минской группе – принадлежит ведущая роль посредника, принимаемая обеими сторонами противостояния. Тройка сопредседателей МГ ОБСЕ в лице России, США и Франции вот уже более десяти лет распутать клубок противоречий, сблизить непримиримые позиции Баку и Еревана.

Выступая перед прессой в столице Азербайджана, Канат Саудабаев вновь подчеркнул, что основная цель нынешнего визита в Азербайджан и Армению - проведение с обеими сторонами обсуждений по всему спектру вопросов, связанных с переговорами по нагорно-карабахскому конфликту, и определение дальнейших шагов. Он повторил, что в период председательства Казахстана в ОБСЕ основным приоритетом будет урегулирование затянувшихся конфликтов.

На переговорах с представителями партий казахстанский министр получил порцию критики и недовольства деятельностью МГ ОБСЕ. По мнению части партийных деятелей Азербайджана, тройка дипломатов больших держав недостаточно настойчива в достижении целей и следовании нормам международного права. В Баку у действующего главы ОБСЕ потребовали содействия в освобождении оккупированных Арменией территорий Азербайджана и создании условий для возвращения в Нагорный Карабах азербайджанской общины.

Понятно, что в Армении Саудабаев получит иные комментарии и интерпретацию норм международного права. Здесь и проявятся все сложности посредничества между сторонами конфликта и миссии посредника как таковой. В качестве анонса графика встреч в Ереване было озвучено о намерении главы ОБСЕ провести личную беседу с президентом непризнанной карабахской республики Бако Саакяном. Она последует вслед за встречей в Баку с главой азербайджанской общины Нагорного Карабаха и нацелена на лучшее понимание глубины конфликта и условий его решаемости.

К слову сказать, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев уже принимал личное участие в миротворческой инициативе для Карабаха, в 1991 году вместе с тогдашним президентом России Борисом Ельциным. Однако посредническая миссия провалилась, а вскоре между Арменией и Азербайджаном началась полномасштабная война со всеми вытекающими отсюда последствиями.

К совпадениям миссии Саудабаева можно отнести и то, что в то время когда глава МИД Казахстана проводил встречи в Баку, Нурсултан Назарбаев находился в Москве и вел переговоры с российскими лидерами. Не исключено, что в ходе московских встреч поднималась тема казахстанского председательства в ОБСЕ и текущей поездки ее действующего председателя.

Если применимо к Азербайджану и Армении у Казахстана как главы ОБСЕ есть хорошая основа в виде реально функционирующей Минской группы, то в случае с Грузией и ее конфликтами с бывшими автономиями все гораздо сложнее – Южная Осетия и Абхазия признаны независимыми государствами со стороны России, стратегического союзника Казахстана.

Диалог с Тбилиси будет складываться непросто еще и потому что у казахстанского бизнеса в этой стране имеются большие экономические интересы в виде Батумского нефтяного терминала, и других не менее важных стратегических объектов инфраструктуры страны. Насколько сможет дипломатия Саудабаева абстрагироваться от "личностного" отношения не только к Грузии, но и к России? В различных выступлениях глава казахстанского МИД обещал равный и непредвзятый подход к конфликтным зонам.

Не исключено, что кульминацией миротворческих усилий может стать активно лоббируемый Казахстаном и поддерживаемый Россией саммит глав государств ОБСЕ, который не проводился вот уже несколько лет. Для того, чтобы этот форум стал реальностью казахстанской дипломатии предстоит достигнуть прорыва хотя бы на одном из участков своей программы – либо добиться сдвигов в урегулировании конфликтов, либо доказать недееспособность нынешней модели организации и санкционировать ее реформу, одновременно модифицировав параметры системы общеевропейской безопасности. Именно последнего ожидает от Казахстана Россия. Однако сами стороны конфликтов заинтересованы, прежде всего, в эффективном миротворчестве. Какой тренд из существующих возобладает, покажут самые ближайшие шаги казахстанских дипломатов.