Степан Киричук: "Жизнь Гейдара Алиева – учебник управления великой страной"
Читать на сайте Вестник КавказаГость программы "Трибуна" Степан Киричук, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, сенатор от Тюменской области.
- Сегодня мы поговорим о взносах на капитальный ремонт. Недавно Генпрокуратура признала их неконституционными, а на днях взяла свои слова обратно и заявила, что отзывает назад свое письмо из Конституционного суда. Речь шла о том, что жители не имеют возможность контролировать статьи расхода платежей. Как вы считаете, эти взносы обоснованы или нет?
- Смотря где. Каждый субъект назначил свои взносы. В Санкт-Петербурге 2 рубля, в Москве до 15 рублей. Через год-два мы сможем более конкретно высчитать те объемы работ, которые необходимо выполнить в каждом субъекте федерации, в каждом муниципалитете, тогда появится объективная сумма, которую нужно тратить на капитальный ремонт. Речь идет о капитальном ремонте общего имущества многоквартирного дома - о лифтах, о крышах, о сантехнике, о подъездах, о придомовой территории, фасадах. Речь идет о том, что хозяин, собственник квартиры, человек, который имеет право проживать в ней, распоряжаться квартирой, не сумеет сохранить дом в одиночку. Жители должны объединиться. Государство взяло на себя ответственность организовать жителей и предложило им вариант, как содержать свое имущество. Общедомовое имущество им принадлежит, а не каким-то там непонятным юридическим лицам, компаниям.
Государство предложило несколько вариантов решения проблемы, и сегодня видны недостатки этих вариантов. Мы не могли предположить, что такой малый процент посчитает нужным собирать деньги самостоятельно и самостоятельно распоряжаться ими. В целом по стране это где-то 5%.
Я полагаю, что надо собирать самостоятельно деньги, и ими распоряжаться самостоятельно. Ну уж если это не получается, то региональный фонды должны работать под личную ответственность губернатора. Региональное правительство любого субъекта федерации несет ответственность за сохранность этих денежных средств. Сейчас в Госдуме будет рассматриваться вопрос о процентах на эти деньги, чтобы они не девальвировались.
Мы будем искать способы улучшения законодательства. Льготы для пенсионеров и инвалидов будут компенсироваться из бюджетов. Регионы берутся помогать в этом вопросе, но должна быть открытость.
- Значительная часть жилищного фонда у нас в стране требует капитального ремонта, или уже подходит к тому сроку, но есть же и новые дома. Если, допустим, капитальный ремонт запланирован через 30 лет, а эти взносы никто не отменяет. Где гарантия того, что эти деньги через 30 лет не сгорят от инфляции? И что будет сделано через 30 лет - мраморные холлы и лифты с бриллиантовыми кнопками? Сумма же будет огромная через 30 лет.
- 30 лет пролетит очень быстро. А по деньгам мы говорим о депозитах. На них будут идти проценты. Проценты будут такие, как для физических лиц. Это означает, что проценты будут идти не с инфляционных затрат. Никто не запрещает индивидуально составить эту систему. Единственное, я не исключаю, что через какое-то время вы уже будете обсуждать проблему, что не надо это все делать, то есть такая система не нужна. Потому что жители самостоятельно нашли форму решения, как содержать свое общее имущество. Много строится индивидуального жилья, и многие люди расселяются в индивидуальное жилье. Если же жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма, то ответственность будет нести собственник этого жилья.
Но если сегодня эту тему использовать в предвыборных кампаниях, то разные ораторы будут кричать - ввели взносы по капитальному ремонту, разворуют деньги, и мол, поэтому надо за них голосовать. Это безответственно и это популизм.
- А как контролировать использование денег?
- Держать это все на контроле необходимо. И власть обязана жителям помочь. В каждом регионе сейчас работает ЖКХ контроль. Работает общественный контроль, который следит за отселением с аварийного жилья, следит за сносом, за капитальным ремонтом, за формированием этих фондов. Работает Общественная палата, Общероссийский народный фронт, государство пытается включить население в работу.
В каждом доме найдется один-два активиста, которые на общественных будут следить за общим сбережением средств. Когда я был мэром города, мне приходилось поступать достаточно нетрадиционно – придумал для активистов удостоверения. Эти люди называлась "старший по двору", "старший по думу". Они были моими помощниками, организаторами, "заместителями мэра по микрорайону на общественных началах". Люди активны, им надо доверять контроль.
Конечно, необходимо бороться с разными проявлениями липкости денег к грязным рукам. Без капитального ремонта общедомового имущества перспектив никаких нет. Я хотел бы спросить тех, кто призывает или не платить или же не выполнять эти работы, как можно признавать эти сборы неконституционными. Федеральное собрание приняло закон. Закон подписал президент. Он зарегистрирован в Министерстве юстиции.
Мы направили запрос с Министерство строительства. Замминистра вскоре должен изложить объяснения применение этого закона в нашей стране. Платить надо. Вопрос лишь в том, что доходы населения растут мало. Значит, надо думать, как повысить доходы населения, как создать квалифицированные рабочие места, как экономику поднять, как сделать так, чтобы люди были богаче. В любом случае, следить за состоянием домов надо.
- Степан Михайлович, мы с вами находимся на «Вестнике Кавказа», поэтому есть вопросы, связанные с этим регионом. Вы большой специалист в области железных дорог, и вам приходилось работать с выходцами с Кавказа, в частности с Гейдаром Алиевым. Как работалось?
- Лично с Алиевым мне поработать не довелось – я был совсем молодым парнем, когда он был назначен куратором от Политбюро над железными дорогами. Я слушал селекторные совещания, которые он проводил раз в месяц, где ставил перед нами задачи. Поначалу мы скептически относились к этому назначению. Я и до сих пор не понимаю, когда то или иное ведомство курирует специалист совсем другой специальности. Так я относился и к назначению куратором Гейдара Алиева. Но первые же его решения, первые же его действия развеяли все сомнения. Это был великий государственник, который свои знания и возможности как члена Политбюро, как одного из руководителей Советского Союза мог направить на развитие железнодорожного транспорта и на решение железнодорожным транспортом общесоюзных задач.
Сегодня грузы перевозятся автотранспортом. Тарифы таковы, что даже наш Тюменский аккумуляторный завод возит свинец машинами из Казахстана. Система железнодорожных перевозок не работает. А тогда Гейдар Алиев выступил "аккумулятором", который заряжал нас всех на общегосударственные дела. Надо рассказывать о том, как он работал, поскольку его жизнь – учебник того, как надо управлять в великой стране.
- Недавно у нас в нашем эфире сенатор Арнольд Тулохонов предложил поставить в Бурятии памятник Гейдару Алиеву как человеку, курировавшему строительство БАМа, и предложил вспоминать как можно больше хорошего про те времена, про то, что нас объединяло. Как вы относитесь к этой инициативе?
- Очень хорошо отношусь. Думаю, что найдется достойных выходцев с Кавказа, оставивших неизгладимый след на той или другой территории большого Советского союза. Например, западносибирской нефтью занимался геолог Фарман Салманов.(Проработав в Западной Сибири более 30 лет, Саламнов стал первооткрывателем и участником открытий на тюменском севере более 130 месторождений «чёрного золота» и «голубого топлива», ставших базой базой нефтегазового комплекса России, - прим. "ВК"). Фарман Салманов - выходец из Азербаджана, он был направлен на работу в Сибирь молодым парнем, и сегодня мы чтим его память.
Мы не укоряем тех, кто сегодня вершит большие или малые хорошие добрые дела, но надо чаще говорить не только об истории наших побед, история наших завоеваний, но и об истории наших трудовых побед - промышленных, индустриальных. Поэтому я поддерживаю предложение коллеги об открытии памятника. Кроме всего прочего, это и большое культурное мероприятие – об этом будут писать, говорить, и это нас объединяет.