Как НАТО пытается не оттолкнуть Тбилиси и не разгневать Москву

Читать на сайте Вестник Кавказа

Недавно спецпредставитель генсека Североатлантического союза по Южному Кавказу и Центральной Азии Джеймс Аппатурай пригласил грузинских журналистов с "Первого канала", чтобы сделать несколько любопытных заявлений об отношениях между Тбилиси и Брюсселем, а о саммите, который пройдет в Варшаве через несколько месяцев. Незадолго до этого первая женщина–министр обороны Грузии Тинатин Хидашели потребовала от НАТО предоставить Тбилиси План действий по членству в альянсе уже в ходе варшавского саммита. "Если саммит не примет положительного решение, то в ходе парламентских выборов 2016 года победу одержат пророссийские силы, у России развяжутся руки и Грузия может исчезнуть с политической карты мира", - предупредила глава минобороны, представляющая в умеренном правительстве профессионального банкира Георгия Квирикашвили ультарадикально-прозападную Республиканскую партию, состоящую из диссидентов советской эпохи, либеральных ортодоксов и фанатов Джона Локка.

На столь жесткие заявления, НАТО должна была реагировать. Поэтому на грузинских телеэкранах появился канадец индийского происхождения Джеймс Аппатурай и прямым текстом, без европейской дипломатической фразеологии отрезал: "Грузия не получит "дорожную карту по вступлению в альянс" в ходе Варшавского саммита НАТО".

Самое интересное, как спецпредставитель альянса обосновал окончательное решение: "Будь я из "страны-аспиранта", для меня было бы важно вступление в НАТО, а не обретение МАР". Удивительный аргумент. Судя по всему, Аппатурай считает, что власти и экспертное сообщество Грузии сплошь состоят из простаков, которые не зададутся вопросами: "Почему в таком случае другая страна-аспирант, Македония, сначала получила пресловутый MAP и только затем стала членом НАТО?", Почему ни одно государство за последние 20 лет расширения альянса не миновало "дорожную карту" перед приглашением в НАТО?"

На самом деле MAP - институциональная вещь,  прописанная в уставных документах НАТО и означающая, что государство, получившее "дорожную карту", официально стало кандидатом в члены альянса. Это подразумевает двустороннюю ответственность еще до полноценного членства, что будет "соответствующим образом" воспринято главным оппонентом расширения НАТО – Россией.

В Брюсселе это прекрасно знают. Не желая гневить Москву "по пустякам" (при наличии огромных проблем в связи с Сирией и Украиной), давать Тбилиси статус кандидата не хотят. Джеймс Аппатурай, впервые за все последние годы, сказал прямо: "Некоторые члены НАТО боятся, что присвоение МАР Грузии без гарантий безопасности повысит риски для самой Грузии".

Трактовать это можно только так: "Предоставив Грузии дорожную карту, мы тем самым возьмем на себя определенную ответственность за судьбу этой страны; а брать на себя ответственность в связи с возможными ответными мерами России (чьи войска стоят в 35 километрах от Тбилиси) не можем и не хотим, поэтому целесообразнее вам отказать".

Но окончательно отталкивать от себя Грузию НАТО тоже не хочет. У альянса не так много столь верных и готовых на все союзников, причем вблизи взрывоопасного региона. Грузия занимает первое место среди не членов НАТО по количеству военнослужащих, направленных в самое "пекло" во время военных кампаний в Ираке и Афганистане. Около 20 грузин погибли и сотни остались калеками на всю жизнь, а все грузинские правительства (в том числе нынешнее) продолжают посылать все новые контингенты в различные "миссии НАТО", надеясь на дальнейшее сближение с альянсом. Неудивительно, что Аппатурай решил несколько "подсластить горькую пилюлю", обещав очередное "сильное заявление" варшавского саммита НАТО и резюмировав: "MAP - это политическое решение, а время политических решений когда-нибудь настанет". То есть, согласно восточной мудрости, "когда либо ишак умрет, либо падишах".