Обзор прессы Кавказа (15-21 февраля)

Читать на сайте Вестник Кавказа

Россия и Азербайджан договорились о внедрении сквозного тарифа для перевалки грузов в Индию по строящемуся коридору "Север—Юг" - мультимодальному железнодорожному маршруту для транспортировки пассажиров и грузов от Петербурга до индийского порта Мумбаи. Этот проект задуман с целью привлечения транзитных грузопотоков из Индии, Ирана и других стран Персидского залива на российскую территорию и далее – в Северную и Западную Европу.

Как сообщает газета "Азербайджанские известия", состоявшиеся в декабре 2015 года в иранском Тебризе  переговоры руководителей железнодорожных ведомств, а также последующая встреча железнодорожников и пограничных служб в азербайджанской Астаре подтвердили готовность участников проекта "Север—Юг" ускорить процесс стыковки иранских и азербайджанских магистралей и скорейшего ввода в строй транспортного коридора. В целях активизации процесса формирования инфраструктуры, в конце прошлого года президент Азербайджана Ильxам Aлиeв распорядился ускорить работы на азербайджанском участке пути. Он поручил МИДу, Минэкономики и ЗАО "Азербайджанские железные дороги" (АЖД) согласовать и представить проекты рамочного соглашения о сотрудничестве Азербайджана и Ирана по координации железнодорожных систем двух стран, а также двустороннего соглашения по финансированию строительства пограничного железнодорожного моста. АЖД было поручено построить участок дороги длиной 8,5 км от станции Астара до границы с Ираном и перекинуть 85-метровый мост через пограничную реку Астарачай, работы по которым уже начались. Железнодорожное ведомство Ирана все последние годы самостоятельно вело строительство 375-километрового участка Казвин—Решт—Астара. Уже завершено свыше двух третей строительных работ по проекту, в кратчайшие сроки предполагается достроить оставшийся отрезок и состыковать рельсы в приграничной Астаре.

Ожидается, что с вводом в эксплуатацию маршрута "Север—Юг" объемы грузооборота по территории Азербайджана уже на первом этапе удастся довести до 6 млн тонн, а в будущем они могут достичь и 15-20 млн тонн. В целях обеспечения прогнозируемого объема транзита на днях железнодорожные ведомства Азербайджана и России договорились внедрить сквозной тариф для привлечения дополнительного грузопотока посредством организации перевозки грузов в направлении Ирана и Индии, а также реверсного трафика. Стоимость перевозки 40-футового контейнера от Мумбая до Москвы не превысит трех тысяч долларов. Причем благодаря комбинированной морской, железнодорожной и автомобильной грузоперевозкам удастся сократить срок доставки более чем в два раза — с 40 до 14 суток. К перевалке грузов по этому маршруту планируется приступить к концу марта 2016 года.

* * *

Руководство Южной Осетии поставило целью уменьшение энергонезависимости страны. Как замечает автор статьи в газете "Южная Осетия", потенциал рек в республике такой, что они способны производить в 5-6 раз больше электроэнергии, чем необходимо для сегодняшнего потребления. Это значит, что построив мини-гидроэлектростанции, страна сможет вырабатывать электроэнергию не только для своих нужд, но и на продажу, вместо того, чтобы покупать постоянно растущие в цене энергоресурсы.

Председатель Комитета промышленности, транспорта и энергетики республики Валерий Дзасеев говорит, что вопросу энергетической независимости республики в Инвестпрограмме отводится значительное место, поскольку потребляемая Южной Осетией электроэнергия поглощает много бюджетных средств. Еще в 2012 году принято решение о разработке проектно-сметной документации малой гидроэлектростанции на Зонкарском водохранилище, а также комплексном обследовании бассейнов рек для оценки их энергетического потенциала. Была разработана схема оптимального размещения объектов малой энергетики на территории республики. В 2013 году была уже готова и прошла все виды экспертиз проектно-сметная документация на строительство малой ГЭС на Зонкарском водохранилище.

Сейчас ведутся переговоры с российскими банками о выделении кредитных средств на строительство этого объекта по ставке не выше 6% годовых сроком на 15 лет. Проводится экспертиза финансового обоснования проекта, идет обмен технической документацией. По окончании этих процедур Комитет промышленности, транспорта и энергетики РЮО будет выходить на подписание договора о строительстве объекта. Предварительная его стоимость составляет 500 млн рублей.

По словам Дзасеева, себестоимость производимой электроэнергии по оценочным данным будет составлять 15 копеек за 1 кВт, но продаваться она в первое время будет по сегодняшнему тарифу, то есть 2,64 руб. за 1 кВт. За счет разницы в цене будет погашаться кредит. "Что касается экологии, то Зонкарское водохранилище было построено 30 лет назад для мелиорации. Даже если при его строительстве экологический баланс и был нарушен, то сейчас, по прошествии стольких лет, экология восстановилась, и эксплуатация объекта в дальнейшем на нее больше никак не повлияет", - высказал уверенность глава ведомства.

* * *

Как пишет газета "Ингушетия", в 2015 году только в горный Джейрахский район республики приехало 30 100 туристов. Лишь в новогодние каникулы курорт "Армхи" посетили 2913 отдыхающих. В течение 2015 года в рамках межрегиональных маршрутов в города Назрань и Магас регулярно приезжали туристы из Ставропольского и Краснодарского краев и других регионов. Особый интерес у туристов вызывают событийные мероприятия, в числе которых ежегодные турниры по боям без правил М-1 "Битва в горах", фестиваль бейсджампинга, "Битва нартов" и другие. В ходе январского совещания в Сочи было принято решение о субсидировании ряда федеральных туристических маршрутов, в том числе маршрут по Кавказскому участку Великого шелкового пути, по которому в апреле 2015 года был запущен железнодорожный круиз "Чайный экспресс".  На строительство инфраструктуры туристического кластера "Ингушетия" дополнительно на 2017-2018 годы предусмотрено финансирование из федерального бюджета в размере более 220 млн рублей. На согласовании в Минэкономразвития находится полная документация проектируемого всесезонного туристско-рекреационного комплекса "Армхи", включающая проект его планировки территории, проект межевания территории, план обустройства и материально-технического оснащения. 

По словам председателя республиканского Комитета по туризму Станислава Аристова, несмотря на обилие историко-культурных памятников, большинство из них не готово к туристскому показу. Требуется проведение реставрационных работ памятников и благоустройства прилегающей территории. 

Есть крайняя необходимость благоустройства туристских маршрутов, создания смотровых площадок и кемпингов и мест для отдыха туристов. 

* * *

Карачаево-Черкесская газета "День республики" информирует, что Министерством строительства и ЖКХ КЧР разработана Концепция единой застройки территории, прилегающей к всесезонному туристическо-рекреационный комплекс (ВТРК) "Архыз". Она представляет собой свод предложений по обустройству земельных участков, размещения объектов капитального строительства, временных построек и некапитальных нестационарных сооружений. Особое внимание разработчики концепции уделили стилистике объектов, чтобы курорт имел свое узнаваемое "лицо", а прилегающая территория соответствовала его стилистике. Авторы настаивают, чтобы при декоративном оформлении зданий, сооружений и элементов благоустройства учитывался этнический стиль данной местности, применялись различные орнаментальные мотивы, узоры, отображающие культуру и обычаи народов, проживающих здесь. Это особенно важно еще и потому, что несмотря на свою молодость, всего два года, курорт быстро набирает популярность и уже известен далеко за пределами региона. По данным издания, только в период новогодних праздников здесь отдохнули около 30 тыс. человек.

"Работа над созданием концепции продолжалась около двух месяцев, - рассказывает заместитель министра Инесса Резникова - один из разработчиков документа. - Специалисты изучали проект на заседаниях Большого градостроительного совета. Сотрудники ряда республиканских ведомств, таких как Управление Роспотребнадзора, Росприроднадзора, Ростехнадзора, Управление лесами - вносили свои поправки, предложения. С их учетом была разработана окончательная версия концепции, которая в итоге, пройдя юридическую экспертизу, была одобрена и принята правительством КЧР.

Одно из важных требований - по застройке лесных участков. Здесь в первую очередь подчеркнуто, что сохранению подлежат природные ландшафты, объекты животного и растительного мира и водные объекты.

Сброс неочищенных сточных вод в открытые водоемы и на прилегающую территорию, а также устройство поглощающих колодцев недопустимы. Для объектов торговли мелкорозничной сети условия водоснабжения и канализования должны определяться дополнительно на стадии проектирования.

В Минстрое республики считают, что необходимость выполнения обозначенных условий особых сложностей застройщикам не принесет. Контроль за соблюдением требований концепции будет вестись начиная с допроектной стадии вплоть до воплощения.

* * *

С 1 апреля в Абхазии вводится визовый режим для граждан государств, с которыми не подписаны межправительственные соглашения о взаимных безвизовых поездках. Это все страны, кроме России, Никарагуа, Тувалу и Южной Осетии. Разрешено непрерывное нахождение граждан вышеперечисленных иностранных государств без визы на территории Республики Абхазия в течение 90 дней. Кроме того, иностранные граждане, находящиеся в качестве пассажиров на борту судов, могут находиться без виз на территории республики в течение 72 часов.

 Официальные лица в Абхазии не считают, что вследствие принятия закона "О порядке выезда из Республики Абхазия и въезда в Республику Абхазия" может сократиться туристический поток граждан из стран СНГ. "Мы не ожидаем каких-либо негативных эффектов от введения в действие данного законодательного акта, - сказал в комментарии изданию "Sputnik-Абхазия" начальник государственно-правового управления Администрации президента Давид Сангулия. - Мы должны таким образом организовать работу, чтобы в пунктах пропуска не было очередей. Мы должны оснастить пункты пропуска через госграницу соответствующим оборудованием, должны подготовить соответствующие кадры".  По его мнению, положения, предусмотренные в законе , позволят вести учет и контроль лиц, пересекающих границу, а само наличие визы позволяет заблаговременно получить больше информации об иностранном гражданине, желающем въехать. Он также отметил, что визовый режим служит источником поступлений в бюджет. С ним согласен и депутат Народного Собрания республики Дмитрий Гунба. "Главный эффект, который мы ожидаем от закона, – это упорядочение системы. Нормативно-правовая база в этой сфере до сих пор не была проработана, сказал он. Он также отметил важность введения с 2018 года миграционной карты  для учета людей, прибывающих в страну. С перечнем документов необходимых для получения визы можно ознакомиться на официальном сайте МИД Абхазии в разделе "Въезд в Абхазию".