Система определения кадастровой стоимости объектов непрозрачна и субъективна
Читать на сайте Вестник КавказаС первого января начал работать 32 пункт Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающий новую методику расчета налога на имущество физических лиц. C этого года с граждан будет взыматься налог на землю и жилье в соответствии с их кадастровой стоимостью. Налог рассчитывается по ставке до 0,3% от кадастровой стоимости жилья, гаражей, машино-мест и будет увеличиваться на 20% в год. Так к 2019 году, он должен подняться в среднем почти до двух тысяч рублей.
Как пояснила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, действовавшая на протяжении многих лет система, при которой не учитывались местоположение и качество жилья, устарела. Переход расчета налога на имущество физических лиц на основе кадастровой стоимости идет достаточно быстрыми темпами. С прошлого года новую систему ввело 28 субъектов Федерации, в нынешнем году к ним присоединился еще 21 регион.
Налог на имущество организаций на основе кадастровой стоимости заработал еще раньше, с 2014 года. Однако, по словам Матвиенко, осуществляемый сейчас переход несет в себе не только фискальную, но и, в первую очередь, социальную функцию. На законодательном уровне за субъектами федерации закреплено право варьировать ставки налога на имущество для юридических и физических лиц в пределах установленных значений.
"К сожалению, многие сразу выжали педаль газа до упора, установили ставки на максимально допустимом уровне. Пока мы можем говорить только о предварительных результатах, но ряд проблем уже четко проявляется. Самое главное - непрозрачность и субъективность определения кадастровой стоимости объектов, что вызывает справедливое недовольство. Задача федеральных и региональных органов власти исключить такие ошибки, чтобы переход на кадастровую стоимость был понятным, ясным, прозрачным и чтобы он не отражался негативным образом на гражданах, на физических лицах", - заявила спикер Совета федерации.
В прошлом году в парламенте приняли несколько правовых актов, направленных на совершенствование системы кадастровой оценки. Это, например, закон, в котором утверждены новые требования к профессиональной деятельности в этой сфере, введено обязательное членство кадастровых инженеров в саморегулируемых организациях, установлен порядок досудебного обжалования решений о приостановлении кадастрового учета. Также принят закон об уголовной и административной ответственности за внесение недостоверных сведений в техническую и проектную документацию. "Теперь крайне важно обеспечить применение четкой и понятной методики определения кадастровой стоимости объектов и организовать надежный государственный контроль за деятельностью оценщиков. Необходимо повышать качество услуг по кадастровому учету и государственной регистрации права, стимулировать развитие системы оказания этих услуг по принципу "одного окна", а также подумать о введении единой учетной регистрационной процедуры", - заявила Матвиенко.
Еще одной проблемой она назвала тот факт, что около 50% всех многоквартирных домов в России нуждаются в капитальном ремонте: "Решить эту масштабную задачу исключительно усилиями государства едва ли возможно. Была проделана значительная законодательная и организационная работа по созданию нового порядка организации и финансирования капитального ремонта, вовлечения в него и самих граждан. Практически во всех регионах сформирована собственная нормативная и правовая база, созданы региональные операторы, приняты программы капитального ремонта, растет сбор взносов собственников помещений. Средний уровень собираемости по стране достигает почти 80%. В общей сложности за два года граждане внесли на капремонт более 50 млрд рублей. В результате было отремонтировано свыше 20 тыс. жилых домов. Более 4,5 млн граждан улучшили условия проживания".
Матвиенко признала, что не во всех субъектах Федерации благополучно обстоят дела со сборами взносов: "Ставки платежей определяются самими регионами и очень существенно варьируются. Проявлять гибкость и корректировать ставки в зависимости от складывающейся социально-экономической ситуации надо, но все же и на федеральном уровне нужно обеспечить контроль за обоснованностью минимального размера. Одним из способов решения финансовых вопросов в сфере ЖКХ может стать применение механизмом кредитования капитального ремонта. Однако с внедрением таких механизмов возникают и риски появления новых должников. Стало быть, мы должны четко понимать, что с этим делать. При этом очевидно, что такие кредиты должны выдаваться на льготных условиях. Государство в лице федеральных и региональных органов власти должно субсидировать проценты по ним для решения острейшей социальной задачи приведения жилых домов в надлежащее состояние".