Несколько лет назад Ливия была благополучным государством
Читать на сайте Вестник КавказаВчера Министерство внутренней безопасности США объявило о внесении Ливии (а также Йемена и Сомали) в список стран, вызывающих озабоченность, что ограничивает возможность получения права на безвизовый въезд для граждан, которые посещали эти страны после 1 марта 2011 года.
Комментируя ситуацию в Ливии, старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов рассказал ее "особой частью "арабской весны". "Арабская весна началась в Тунисе, в Египте, затем ею были захвачены такие страны как Бахрейн; на территории Саудовской Аравии, в Эмиратах были выступления; Сирия, Ливия. В Тунисе, Египте и Бахрейне у "арабской весны" был явный внутренний фактор - социально-экономический кризис в этих странах. Безработица в Тунисе и Египте среди молодежи достигала 50%. Была коррупция в высших эшелонах власти, фасадная демократия. Эти внутренние факторы привели к массовому социальному протесту, что собой и представляла "арабская весна" в этих странах на начальном своем этапе. А в Ливии и в Сирии большую роль сыграли внешние факторы. Там не было социально-экономического кризиса. Ливия была благополучным государством - 6 миллионов населения, нефтедобывающая страна, высокий уровень жизни населения. Примерно миллион египтян ежегодно прибывало в Ливию, чтобы работать и получать высокую зарплату", - напомнил Долгов.
По его словам, первые выступления и протесты в Ливии были локальными – в Бенгази и еще в ряде населенных пунктов: "Из трех районов Ливии (это Киренаика, Триполитания, Феццан) Киренаика отличалась тем, что исторически она была оппозиционна центральной власти. В Киренаике и начались эти протесты, причем среди протестующих был самые разные группы населения - были палестинские рабочие, это были группы молодежи, недовольные какими-то конкретными событиями, это были исламисты. Но наиболее боеспособной частью оппозиции были исламисты".
Пл словам эксперта, в свое время Муаммар Каддафи жестко боролся с радикальным исламизмом: "В тюрьмах Каддафи сидело до 800 исламистов, обвиненных в террористической деятельности. После свержения Каддафи все они вышли на свободу. На территории Ливии действовала вооруженная ливийская группа, радикальные исламисты, которые имели связи с алжирскими исламистами, осуществляли террористическую деятельность на территории Ливии. Каддафи боролся против этого. Притом он боролся против радикального исламизма в сотрудничестве с западными спецслужбами. Есть данные, подтвержденные документально, что проводились на территории Ливии допросы захваченных исламистов совместно и сотрудниками ЦРУ, и ливийскими спецслужбами. Но потом Запад решил, что наступило удобное время для того, чтобы убрать неугодного, неуправляемого лидера".