ДАИШ в Ливии становится одной из главных угроз дальнейшего существования
Читать на сайте Вестник Кавказа"США готовятся к интервенции в Ливию - на сей раз против ИГ. Сперва, развалив страну, открыли ее для радикалов, а теперь будут с ними воевать", - написал вчера в Twitter глава думского комитета по международным делам Алексей Пушков. Ситуация в этой стране действительно складывается довольно напряженная. Специалист по современной истории Ливии и арабских государств Ближнего Востока и Северной Африки факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Григорий Лукьянов напоминает, что в феврале февраля 2011 года, ровно 5 лет назад, народные волнения в городе Бенгази переросли сначала в крупные вооруженные столкновения между митингующими и так называемыми вооруженными отрядами оппозиции с правительством. После этого ситуация в стране получила международное освещение, была рассмотрена и на Совете безопасности ООН. Тогда и были вынесены резолюции 1970 и 1973, позволившие случится "легитимной интервенции" иностранных войск и созданию бесполетной зоны, которая уже позволила конфликту выйти на новый вооруженный уровень, ведь на помощь внутренней оппозиции пришла поддержка извне.
"К осени 2011 года ливийская джамахирия после гибели Муаммара Каддафи, прекратила свое существование. Власть перешла к переходному национальному совету, который не имел контроля над всей территорией страны, представлял собой крайне аморфную структуру, сочетающую в себе сторонников различных политических взглядов, различных территорий страны. Значительная часть правительства состояла из бывших мигрантов, которые на территории Ливии не могли присутствовать в течение десятилетий, плохо знавших ситуацию в стране. Летом 2012 года прошли первые в стране выборы во Всеобщий национальный конгресс. Они считаются первыми за многие десятилетия всеобщими выборами в представительный орган власти. В выборах принимали участие вновь созданные политические партии, и с небольшим перевесом в процентах голосов победила Всеобщая национальная коалиция, составляющая аморфное объединение партий, группировок, которые, по их утверждению, были приверженцами светского пути развития. Второй партией по количеству голосов набранных на выборах и попавшей в парламент, стала "Партия справедливости и реконструкции", созданная ассоциацией «Братья-мусульмане». Третье и четвертое место также получили партии происламистских взглядов", - заявил Григорий Лукьянов.
По его словам, "с самого начала работы нового представительного органа власти у него внутри начались конфликты между сторонниками исламизации ливийского общества и сторонниками светского пути развития. В дальнейшем страну поразил мощнейший кризис, когда ставшие парламентским большинством сторонники исламистских партий отказались признать легитимность работы Конституционной ассамблеи, отказались признать новую конституцию, и отказались от нового избирательного законодательства. В результате после выборов лета 2014 года в стране сформировалось два парламента. Это Палата представителей в Тобруке, и, обновивший свой состав Всеобщий национальный конгресс в Триполи".
Лукьянов рассказал, что "в настоящий момент в стране сосуществуют два правительства, два парламента. Причем на стороне происламистского Всеобщего национального конгресса выступает Верховный суд страны, у него есть внешнеполитические союзники, внешнеполитическая поддержка, поэтому стабильным это правительство можно назвать спокойно. Не менее стабильным чем общепризнанное международными институтами, международными организациями, и целом рядом ведущих региональных и глобальных держав является и правительство в Тобруке. Однако в 2014-2015 годах на политической сцене появилась еще одна новая структура - в Ливии появилась своя ячейка "Исламского государства". В настоящий момент его ресурсы значительно возросли, его возможности значительно разрослись. Начав на территории северо-восточной Ливии, сегодня у него мощный плацдарм в районе города Сирт. За последний год количество боевиков увеличилось в разы, во многом благодаря прибывшим подкреплениям из Сирии и Ирака. На сегодняшний момент "Исламское государство" в Ливии считается одной из главных угроз дальнейшего существования".