Политический брендинг в России и Казахстане
Читать на сайте Вестник КавказаВ Высшей школе экономики прошла научно-практическая конференция «Медиаисследования: теории, практики, исследовательские перспективы», где прочитали лекции ученые и медиаэксперты, в том числе доцент Департамента интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ Павел Родькин. В преддверии досрочных парламентских выборов, назначенных на 20 марта 2016 год, Родьки рассказал "Вестнику Кавказа" о том, какую роль играет политический брендинг на постсоветским пространстве, в частности в России и в Казахстане
Политический брендинг — наука и искусство создания и продвижения имиджей политиков и политической символики партий для формирования долгосрочного предпочтения к ним населения.
"Современный брендинг, что в сфере потребления, что в сфере политики, что в общественно-политической сфере стал одним из мощнейших инструментов если не управления, то формирования и взаимодействия с массовым сознанием. Те или иные политические процессы и потребительское поведение формируется именно благодаря массовому сознанию, которое требует определенного взаимодействия. Политическая среда по своим инструментам управления, воздействия по технологиям очень похожа на сферу потребления", - пояснил Родькин.
Первоисточником политической пропаганды, связей с общественностью, пиара он назвал книгу Эдварда Бернейса «Пропаганда», вышедшую еще в 1928 году. Бернейс уже в те времена утверждал, что политическая сфера мало чем отличается от рекламной сферы по своим технологиям, по тем приемам, которые определенные политические субъекты оказывает на свою целевую аудиторию, на общественное мнение.
Говоря о выборах в Казахстане, Родькин выразил мнение, что политическая структура казахстанских политических брендов, политических партий почти идентична российской: "Есть так называемая партия власти, есть коммунисты, есть партии, которые позиционируют себя как партии западного, европейского выбора, есть всевозможные маргинальные партии, состоящие из националистов, из каких-то радикальных политиков, которые оказываются на периферии процесса. Партия власти Казахстана по своей стилистике напоминает «Единую Россию». Главным политическим смысловым брендом обеих партий выступают политические лидеры. Правда, Владимир Путин сегодня пытается создать из «Единой России» некую самостоятельную политическую силу, которая может существовать вне привязки с образом своего лидера, который концентрирует на себе все общественное, социально-политическое доверие. В условиях современной нестабильности возникает угроза того, что без политического лидера такая конструкция нежизнеспособна. Если сегодня Нурсултан Назарбаев перейдет в какую-то другую политическую партию, то существование «Нур Отан» можно тоже поставить под сомнение, как и в случае с «Единой Россией»".
Родькин подчеркнул, что Россия этот негативный момент пытается преодолевать, а Казахстан пока в этом отношении отстает. "Объективности ради надо сказать, что в Казахстане своя специфика, свои условия, но тем не менее, если это стратегический момент, то Назарбаев тоже должен сделать следующий шаг по развитию партии власти как некоего самостоятельного субъекта", - полагает эксперт.
Что касается других партий, то большое опасение Родькина вызывает существование Коммунистической партии как самостоятельного бренда: "Мы видим, что происходит с коммунистическими партиями в Украине, В Молдавии, они все практически потеряли свою идентичность. И в партии Казахстана тоже был определенный раскол. Сейчас складывается ситуация, когда политический бренд коммунистов Казахстана должен быть либо потерян, либо трансформирован в нечто другое. Но это уже вопрос непосредственно к Коммунистической партии Казахстана, как они видят дальше свое существование, как они дальше видят свою деятельность".