Холодная война сегодня - недостижимый идеал стабильности
Читать на сайте Вестник КавказаВчера на совете глав МИД стран ЕС в Брюсселе обсуждалась риторика холодной войны. Как заявил глава внешнеполитического ведомства ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер: "Конфликт, с которым мы сейчас имеем дело, возможно, еще более сложный, чем тот, с которым мы имели дело во время холодной войны".
С ним согласен и доцент кафедры международной безопасности факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова Алексей Фененко, по мнению которого мюнхенская речь российского премьера Дмитрия Медведева, в которой тот заявил, что отношения РФ и НАТО скатились к временам новой холодной войны, была излишне оптимистичной. "Боюсь, холодная война для нас - это недостижимый идеал стабильности. Мы, я сильно подозреваю, вернулись в канун Первой мировой войны, где-то примерно в 1910-1911 годы, а вовсе не в холодную войну, что гораздо хуже. Холодная война была игрой по правилам. У нас были четкие, во-первых, правила игры, во-вторых, у нас были правила, которые позволяли предотвращать военные конфликты. В любом кризисе, включая Карибский или кризис вокруг евроракет, немедленно при первой же угрозе возобновлялся диалог, никто не заявлял о каких-то жестких шагах, о том, чтобы порвать дипломатические отношения или о том, чтобы провести силовую демонстрацию, о том, чтобы ликвидировать СБ ООН или что-то в этом роде. Об этих темах попросту никто не говорил", - напомнил Фененко.
По его мнению, сегодня нет механизмов предотвращения конфликтов: "Первая мировая война началась с выстрела в Сараево, потому что не было никаких межгосударственных механизмов предотвращения войны. Боюсь, мы сейчас приходим именно к такой ситуации. У нас полностью заблокирован стратегический диалог с США по контролю за вооружениями. Уникальный момент - уже пять лет мы живем в условиях полного отсутствия стратегического диалога, чего не было даже в холодную войну. Там это было только 12 месяцев при Андропове, и то очень условно".
Кроме того, по словам Фененко, свернут и диалог по проблемам европейской безопасности: "Проекты и договоры о европейской безопасности и евроатлантическая инициатива безопасности провалились 3-4 года назад. Никакой другой развязки мы не нашли. Нет никакого кодекса обязательств на случай конфликта с третьими странами. У СССР и США в холодную войну была декларация 1973 года «О мерах уменьшения опасности ядерной войны», где они говорили, как вести себя на случай войны с третьей страной. К сожалению, у нас нет даже такого пакета обязательств на случай конфликта, скажем, России с Грузией и Украиной, США, допустим с Сирией или с кем-то на Ближнем Востоке. В этом смысле ситуация гораздо хуже, чем она была в холодную войну".
Фененко полагает, что дело движется к большому кризису не только в российско-американских, но и в российско-германских отношениях: "В России было очень сильное разочарование в политической линии Германии и правительства Меркель. Говорят, что американцы давили на Германию. Но мы помним поведение канцлера Шредера во время иракского кризиса в 2003 году, когда Шредер и Ширак вместе выступили против американского вторжения в Ирак. Что помешало Германии сейчас занять теперь такую же позицию?"
Говоря о возможности снятия с России западных санкций, эксперт задался риторическими вопросами: "Как вы представляете себе восстановление работы в России? Многие банки лишились кредитования, худо-бедно они его где-то нашли. Неужели психологически даже после снятия санкций, вы считаете, что русские предприниматели пойдут на восстановление такого контакта? Они уже нашли альтернативных поставщиков продовольствия. Как теперь мы порвем те альтернативные схемы, которые были найдены за эти полтора года?"