В фокусе Мюнхенской конференции оказалась Россия - эксперты
Читать на сайте Вестник КавказаНесмотря на то, что основными темами 52-й Мюнхенской конференции по безопасности были заявлены миграционный кризис в Европе и война в Сирии, фактически, основное обсуждение шло по линии отношений Россия - Запад, в ходе которого западные лидеры разделились на два лагеря, заявили сегодня, подводя итоги политического события февраля, российские и иностранные эксперты.
Так, член Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель от исполнительного органа государственной власти Рязанской области Игорь Морозов отметил, что Мюнхенская конференция должна стать пространством для диалога между РФ и Западом. "Она сохранила свой статус площадки, на которой обсуждаются самые актуальные проблемы мировой политики, конференция должна выводить все стороны на диалог - только в этом случае можно решать глобальные проблемы", - подчеркнул он.
"Выступление председателя правительства Дмитрия Медведева показало все наши тревоги и в первую очередь скатывание к "холодной войне". Отношения с НАТО приобрели жесткий характер, Альянс прекратил контакты с Россией, наш консультационный орган не работает уже два года, а перенос штаба НАТО в Восточную Европу не может не вызывать беспокойство у нашего руководства, что влечет ответные шаги", - обратил внимание сенатор.
Депутат бундестага от "Левых" Александр Ной, передает корреспондент "Вестника Кавказа", признал, что на Мюнхенской конференции в прошедшие выходные действительно чувствовался дух "холодной войны", причем заговорил о ней вовсе не российский премьер-министр (хотя именно его слова затем опровергали западные политики), а его оппоненты. "Я слышал речь генсека НАТО Йенса Столтенберга, который говорил в риторике "холодной войны". За ним шло выступление Медведева, который, видимо, решил ответить Столтенбергу в подобном ключе. Дух "холодный войны" в целом витал в воздухе конференции", - указал он.
Немецкий политик подчеркнул, что сейчас мировое сообщество находится в переходном периоде. "США и Запад до сих пор хотят использовать возможности "холодной войны". У Америки и Евросоюза нет никакого желания признавать растущие страны. Но именно сейчас мы можем все же создать многополярный мир, хотя надо понимать, что процесс привыкания к нему пока только начинается", - отметил депутат.
Политолог Александр Рар объяснил это тем, что "мир очень нервничает". "Одни говорят, что мировой порядок рухнул, другие - что образуется многополярный мир. На конференции была некая невысказанная программа Запада, вновь попытка изолировать Россию. Практически ничего не говорилось об исламистском терроризме, так как все время пытались поставить РФ к позорному столбу. По счастью, ситуацию сломал французский премьер-министр, когда сказал, что мы не можем делать некоторые вещи без России", - указал он.
"Мне кажется, выступление Медведева не было агрессивным. Подчеркну, что к российскому фактору нужно относиться серьезно: то, что делает Россия в Сирии в одиночку, нужно было сделать давно. РФ показала, что она вновь военная держава, так что и Америка, и ЕС должны теперь воспринимать ее соответственно", - призвал Александр Рар.
Политолог предупредил, что, с его точки зрения, ситуация в мире постепенно накаляется. "Пока что все свидетельствует о приближающейся буре. Впервые я беспокоюсь о мире в Европе. Так, входящая в НАТО Польша хочет говорить только об Украине, а не о Сирии. И если бы все зависело от нее, она давно бы начала поставлять им оружие. Центральноевропейские страны ощущают себя в состоянии войны с Россией, они подстрекают к войне. США, конечно, хочет сохранить контроль и не хочет согласиться со статусом России, а у американских кандидатов в президенты звучит антироссийская риторика. Серьезен и тон генерального секретаря НАТО, ведь он говорит не только от своего лица. Все это очень опасно", - подчеркнул он.
Эксперт в области разоружения и контроля за вооружениями, политолог, доктор Хуберт Тилике признал, что на этой Мюнхенской конференции, фактически, отсутствовала дипломатия. "Речь шла только о конфронтации, пытались запугать Россию", - отметил он, также упомянув выступление французского премьера. "Мануэль Вальс заявил, что Россия - это великая держава. Германия, будучи председателем ОБСЕ, должна сыграть свою роль в том, чтобы международные вопросы решались в дипломатическом ключе. У нас еще есть возможности для этого, вопрос в том, как их использовать. Нельзя постоянно следовать за США - нужно формулировать и представлять собственные интересы", - заключил Тилике.
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин ожидает, что после конференции продолжится "война стереотипов". "Есть большой риск, что мы с Западом так и не договоримся, хотя в речи Дмитрия Медведева и был заложен посыл к диалог. Полагаю, что "холодная война" - это удобный взгляд на вещи, который упрощает жизнь отдельным странам и многим западным политикам, которые все еще видят Россию как "псевдо-СССР". США же показали, что находятся в фазе самоизоляции и вынуждены бороться уже с этим. В целом, конференция зафиксировала тот факт, что мы сейчас находимся в фазе глобальных изменений", - считает он.
Доцент кафедры международной безопасности факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова Алексей Фененко еще более пессимистично оценил итоги Мюнхенской конференции. "Боюсь, "холодная война" - это даже оптимистический сценарий, скорее мы находимся в периоде начала Первой Мировой войны, ведь "холодная война" означает некую стабильность и игру по правилам, чего сейчас нет. В частности, нет механизмов предотвращения конфликтов, полностью заблокирован диалог с США по контролю над вооружениями, нет диалога по европейской безопасности, нет кодекса обязательств на случай конфликта с третьими странами", - перечислил проблемы эксперт.
"В этом плане ситуация гораздо хуже, чем она была в "холодную войну". Дело близится к кризису не только с США, но и в отношениях с Германией. После 1993 года мы надеялись, что Германия - наш партнер, но сейчас стало очевидно, что кабинет Меркель не смог выполнять функции посредника, и поэтому теперь Россия обратила взоры на Францию. И здесь скрывается большой европейский политический нерв", - предупредил Фененко.