Обзор прессы Кавказа (8-14 февраля)
Читать на сайте Вестник КавказаГрузия многого ожидает от развития двухсторонних отношений с Ираном после снятия с Тегерана экономических санкций. В первую очередь, речь идет о новых энергетических проектах, инвестициях, увеличении туристического потока. "Иран готов поставлять в Грузию газ как для внутреннего пользования, так и для транзита в Европу", - сказал посол Ирана в Грузии Аббас Талеби-фар в интервью газете "Резонанси". Он отметил, что ведутся подготовительные технические работы и рассматривается несколько вариантов маршрута, откуда Грузия может получать газ из Ирана, в том числе через Азербайджан, либо через Армению.
На организованной в Тбилиси грузино-иранской объединенной Торгово-промышленной палатой конференции, посвященной перспективам сотрудничества двух стран, подчеркивалось, что теперь, когда с Ирана сняты финансовые санкции, в ближайшее время будут восстановлены денежные транзакции и, соответственно, не будет проблем с поступлением крупного иранского капитала в Грузию. Это будет способствовать увеличению инвестиций и углублению торгово-экономических отношений.
Издание "Грузия-онлайн" сообщает, что на днях Иран посетит министр энергетики Грузии Каха Каладзе для обсуждения вопросов обмена электроэнергией, газовой тематики и экспорта водных ресурсов из Грузии. В ближайшие месяцы в Иране ждут премьер-министра Грузии. В ходе его визита будет подписано несколько важных соглашений.
На полях Мюнхенской конференции по безопасности министр иностранных дел Грузии Михаил Джанелидзе встретился с главой МИД Ирана Мохаммедом Джавад Зарифом, информирует то же издание. На встрече речь шла об углублении сотрудничества по таким направлениям как туризм, сельское хозяйство, транспорт. Положительно отразится на развитии туризма и отмена Грузией с 15 февраля визового режима для граждан Ирана. Он был введен в одностороннем порядке в 2013 году. Власти Грузии тогда свое решение объяснили рекомендациями ООН.
* * *
Иран в рамках строительства третьей линии электропередач рассматривает возможность увеличения экспорта газа в Армению в пять раз. Об этом, как сообщает газета "Голос Армении", заявил директор иранской Национальной компании по экспорту газа Али Реза Камели. Он заметил, что на основании совместного соглашения между двумя странами существует возможность увеличить поставки газа до пяти миллионов кубометров в день, и строительство новых линий электропередач может стать ключевым фактором увеличения поставок иранского газа в Армению.
Соглашение между правительствами относительно строительства новой ЛЭП было подписано еще в прошлом году. Проект оценивается в 117 млн долларов, более 90 миллионов из которых инвестируется иранской стороной. Сейчас строительство третьей линии ЛЭП в разгаре, планируется, что оно будет завершено в 2018 году.
Этот проект, отмечает издание, имеет ключевое значение для экономики Армении в целом и энергетической отрасли в частности. Прежде всего он позволит полноценно использовать потенциал Ереванской ТЭС и газопровода Иран - Армения, который рассчитан на функционирование по схеме "газ в обмен на электричество". То есть, иранский газ поступает на Ереванскую ТЭС, где трансформируется в электроэнергию, которая возвращается обратно в Иран. Но в этом своеобразном натуральном товарообмене пока еще остается слабое звено - ограниченная пропускная способность действующих ЛЭП, соединяющих энергетические системы Армении и Ирана. При этом пропускная способность газовой коммуникации достаточно высокая. В итоге за годы действия армяно-иранской сделки "газ в обмен на электроэнергию" ее ресурс используется не в полной мере. Иранская сторона продолжает испытывать дефицит электроэнергии, газопровод Иран - Армения работает на минимуме своих возможностей, в таком же режиме действует Ереванская ТЭС.
Между тем, газета утверждает, что в полной загрузке газопровода Иран-Армения заинтересована и российская сторона в лице "Газпрома". Объясняется это тем, что оператором газопровода является компания "Газпром Армения", а сама труба была построена за счет инвестиций "Газпрома". Возврат газпромовских инвестиций предусматривался за счет оплаты по установленному тарифу, привязанному к объему услуг "Газпром Армения" по транспортировке газа. Однако, вместо предусмотренного объема в Армению по этой трубе поступает в 5 раз меньше газа, примерно 300-400 млн кубометров ежегодно. Соответственно, "Газпром Армения" получает гораздо меньше денег за свои услуги и процесс возврата инвестиций затягивается.
* * *
Газета "Северная Осетия" информирует о снижении тарифов на электроэнергию для предприятий и организаций. В первом полугодии тариф снизится на 20%, и на столько же и во втором полугодии.
Первый вице-премьер Таймураз Тускаев подчеркнул: "Мы говорим о необходимости развития собственной промышленности и экономики, но данный процесс невозможен без жесткого регулирования монополий. Необходимо снижать себестоимость продукции. Понизившиеся тарифы позволят предприятиям производить продукцию с меньшими издержками и быть более конкурентоспособными на рынке".
Снизившаяся цена на электроэнергию позволит крупным предприятиям, малому и среднему бизнесу уменьшить издержки на 700 млн рублей, а бюджетные организации смогут сэкономить около 200 миллионов.
Позицию правительства поддержали руководители промышленных предприятий. Так, директор владикавказского завода "Кетон", выпускающего ультратонкую полиэтиленовую пленку Рашид Саламов посетовал, что минувшем году, при произведенном товаре на сумму 55 млн рублей на оплату услуг энергетиков ушло порядка 15 млн рублей. До 18% в себестоимости продукции доходят расходы мясоперерабатывающей компании ООО "Да". По мнению руководителей предприятий, в тяжелых экономических условиях высвободившиеся средства станут существенным подспорьем для развития.
Категорическое несогласие с расчетами правительства и тарифной службы выразили представители Северо-Осетинского филиала МРСК "Северного Кавказа". По их мнению, при снижении тарифа работа по модернизации изношенных сетей станет невозможной, что может привести к перебоям в энергоснабжении. Невозможно будет обеспечить строительство новых и ремонт нынешних подстанций, производить замену изношенных сетей Владикавказа, большая часть которых давно устарела. При отсутствии средств на модернизацию, учитываемую при составлении тарифа, они не смогут гарантировать бесперебойное энергоснабжение города. Ставятся под угрозу и текущая работа организации, и выплата заработной платы сотрудникам.
Доводы энергетиков были выслушаны, однако решение властей пока осталось неизменным.
* * *
В Махачкале побывали коммерческий директор компании-оператора системы "Платон" ООО "РТ-Инвест Транспортные Системы" Антон Замков и начальник Федерального казенного учреждения (ФКУ) "Дороги России" Иван Григорович. Газета "Дагестанская правда" информирует, что в лишь незначительное число большегрузных автомобилей из Дагестана зарегистрировано в системе. Как объясняют в республиканском филиале "Платона", местные водители предпочитают оформлять разовые маршрутные карты.
Гости встретились с грузоперевозчиками республики, чтобы объяснить преимущества и убедить их в необходимости вносить плату в систему "Платон". По их словам, это самый удобный и выгодный для перевозчика способ. Зарегистрированный грузоперевозчик получает удобный доступ ко всем сервисам системы: может быстро в личном кабинете на сайте, мобильном приложении пополнить лицевой счет, оформить, оплатить, забронировать или отменить маршрутные карты нажатием одной кнопки. Также пользователь может просмотреть детализацию расчетов и пройденных маршрутов с точностью до секунды выезда и съезда с федеральной трассы, может регистрировать транспортные средства и отправлять обращения оператору. Кроме этого, зарегистрированный пользователь системы получает еще одну серьезную привилегию – возможность осуществлять постоплату. Этот режим будет доступен с 15 апреля этого года.
На встрече поднимался вопрос об объемах собранных средств, о том, на что планируется тратить деньги, собранные в "Платоне". "По последним данным, система собрала более 3 млрд рублей, которые зачислены в дорожный фонд. В год планируется собирать примерно 40 млрд рублей. Сейчас обсуждается механизм расходования собранных средств на строительство и ремонт дорог. Директор республиканского филиала "Платон" Рамазан Ярахмедов рассказал, что в республике действуют два офиса, где водители могут зарегистрироваться и получить всю необходимую информацию. Здесь работает подготовленный персонал, готовый ответить на любые вопросы, связанные с функционированием системы.
Тем не менее, как пишет издание, многие из грузоперевозчиков и после встречи не поменяли своего скептического отношения к "Платону". Так, по подсчетам руководителя одной из транспортных компаний, с введением системы расходы на одну машину возрастут примерно на 300 тыс. рублей в год. "Такая работа получается себе в убыток", - считает он. По словам представителей водителей-дальнобойщиков, весной готовятся новые акции протеста против введения системы "Платон".
* * *
Летом 2016 года пляжи Абхазии будут сдаваться в аренду, сообщает агентство "Абхазия-информ". В руки частных лиц, в первую очередь, перейдут пляжи в городах и крупных курортных центрах. При этом зона купания останется общедоступной для всех. Арендаторы смогут брать плату только за дополнительные услуги, например, за пользование зонтиками и лежаками. В то же время в зону их ответственности войдут уборка территории от мусора и организация службы спасения. Такая мера, по мнению властей, позволит сделать пляжи в стране не только более чистыми и безопасными, но и более современными.
Как пояснил интернет-порталу "Sputnik-Абхазия" заместитель министра по курортам и туризму республики Астамур Ахба, пляжные зоны в Абхазии находятся не в лучшем состоянии. У государства нет пока возможности создать безопасные и комфортные условия для гостей страны и местных жителей. Идея сдачи в частное управление уже была апробирована на некоторых пляжах в прошлом году. По информации предпринимателей, занятых в этом бизнесе, арендная плата за пользование пляжной территорией составляла от трех до пяти тысяч рублей в месяц, в зависимости от времени года. Арендаторам, как правило, удается зарабатывать на услугах по прокату пляжного инвентаря и морских развлечениях.
Туристическая отрасль является локомотивом экономики Абхазии, отмечает издание. По данным пограничной службы Абхазии, в 2015 году страну посетило порядка 7 млн россиян. Из Адлера в Гагры начали ходить электрички, а из Сочи в Пицунду — катамаран. В 2016 году развитие транспортного сообщения с Россией продолжится.