Как снизить фискальную нагрузку на бизнес

Читать на сайте Вестник Кавказа

Стремительный демонтаж ларьков в Москве, уже названный "ночью длинных ковшей", вынудил экспертов говорить, что теперь потерять работу могут порядка 15 тысяч человек, кроме того, это негативно скажется на развитии частного бизнеса в столице. Зато вчера президент Путин потребовал обеспечить доступ компаний малого и среднего бизнеса к госзакупкам. Так или иначе, но малый и средний бизнес в России находятся в очень непростой ситуации, причем основной проблемой становится непосильные налоги.

Как заявил президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин, речь идет о снижении фискальной нагрузки: "Кроме налоговых платежей, тех, которые прописаны в налоговом кодексе, есть еще целая параллельная система неналоговых или нетарифицированных платежей. Такие платежи определяются отдельно взятыми законодательными актами, постановлениями и решениями различных органов, организаций, министерств и ведомств, а иногда возникают и на региональном уровне. Например, дорожный сбор на большегрузные автомобили, плата за очистку воды, за утилизацию отходов".

В ТПП насчитали 50 платежей, работающих на федеральном уровне, которые имеют все признаки налогов. "Это обязательность уплаты, это невозвратность, это ординарность (платится как правило, а не как какое-то наказание). У них есть все признаки налогов, но тем не менее они к налогам официально в налоговом кодексе не относятся. Они возникают в разных отраслях, создают разную фискальную нагрузку для разных отраслей, для разных форм бизнеса. Есть портовые сборы, якорные, навигационные сборы у моряков, и куча всяких других. Для кого-то они достаточно серьезны, в том числе для тех, кто занимается недропользованием", - говорит Катырин.

По его данным, это очень серьезная сумма: "В прошедшем году она была 0,99% от ВВП. В этом году она может превысить 1% ВВП. Необходимо принять закон, который будет определять установление такого рода платежей. В законе нужно прописать каким образом определяется база, периодичность сборов, кто и каким образом отвечает за это… Необходим реестр таких налоговых платежей, чтобы было всем понятно, том числе и нашим депутатам, когда они принимают те или иные законные акты, какая на самом деле существует фискальная нагрузка. Реестр должно вести Министерство финансов. Соответственно, неналоговые платежи, могут вводиться только для тех платежей, которые попали в этот реестр. Вводить это надо с 1 января следующего года, чтобы у всех было представление, что ждет их в наступающем году".

Еще одна часть проблем связана с необходимостью упорядочить тех, кто собирает платежи: "Администратор у каждого платежа свой, и их можно, по крайней мере, сгруппировать и часть групп платежей отдать конкретным ведомствам, например, все экологические платежи поставить под контроль Минприроды. Работу в этом направлении мы с правительством уже начали. И поговорили о том, что некоторые платежи можно было бы пересмотреть, а то и сократить. Сегодня многие вообще не представляют, как возник размер того или иного платежа, и как эти суммы соразмерны с той проблемой, которую он призван решать", – заявил Сергей Катырин.