РФ конфликтует с Эрдоганом, а не с Турцией - эксперты
Читать на сайте Вестник КавказаВ настоящее время необходимо четко разделять турецкое руководство, организовавшее дипломатический конфликт с РФ через уничтожение российского бомбардировщика Су-24, и турецкий народ, заинтересованный в сохранении дружественных отношений с российским и не причастный к преступным решениям официальной Анкары, и российские эксперты обязаны быть более ответственными в своих оценках конфликта, не распространяя его на целые народы. Об этом сегодня "Вестнику Кавказа" рассказали эксперты, комментируя интервью посла России в Турции Андрея Карлова.
Напомним, что Карлов высказал ту же мысль. "Мы никогда не говорили, что Турция является для нас враждебной страной. Более того, президент России подчеркивал, что турецкий народ - дружественный нам народ. Проблема существует только с частью действующего турецкого руководства, с которым невозможно договориться. К сожалению, из-за этого будем иметь отношения на гораздо более низком уровне, товарооборот резко сократится", - предупредил посол.
Советник заместителя председателя Совета Федерации РФ, заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов, чрезвычайный и полномочный посол Андрей Бакланов призвал "не жалеть сил на восстановление доверия на уровне народа, нации и государства". "Вопрос соотношения интересов официальной Анкары во главе с президентом Эрдоганом и подлинных национальных интересов Турции должен быть дополнительно разъяснен российской общественности нашими экспертами. Пока, мне кажется, экспертное сообщество в долгу перед общественным мнением, ведь у него сегодня преобладают подходы, связанные с поиском в нашей совместной истории негатива, с подсчетом количества конфликтов, войн и далеко идущих выводов из этого", - обратил внимание дипломат.
Между тем, напомнил Андрей Бакланов, одним негативом контакты России и Турции на протяжении последних столетий не ограничиваются. "Почему мы не можем посчитать и периоды совершенно другого, позитивного развития двусторонних отношений? В приграничных странах всегда есть примеры и того, и другого, но национальные интересы требуют искусства, которое заключается в том, чтобы максимально позитивно развивать отношения", - указал он.
Эксперт обозначил суть сложившейся ситуации. "Турция, по существу, стала пленницей амбиций и специфических позиций группы лиц, которая, как выяснилось, связана с организованной преступностью, причем международного характера, с ДАИШ. Насколько я понимаю, законы любого государства предполагают запрет на любые формы взаимодействия с криминальными организациями, это требование в законодательстве Турции в настоящее время не выполняется. Ситуация явно ненормальная, когда во главе государства стоит группа лиц, которой официально предъявили обвинение в связи с международной организованной преступностью. Одновременно это означает, что именно эта группировка и несет ответственность за все случившееся, и нельзя делать так, чтобы она сумела подставить целую страну, целый народ в качестве жертв своей, скажем прямо, преступной деятельности", - поведал он.
"Я думаю, что все эти нюансы носят очень важный характер и должны быть очень четко разъяснены, все должно быть поставлено на свое место. Мы, я думаю, в долговременном плане должны сочетать, с одной стороны, твердость в отношении тех, кто преступил закон или кто замечен в подобного рода преступных связях, а с другой стороны, нужно не жалеть сил на то, чтобы восстанавливать доверие на уровне народа, нации, государства", - заключил Андрей Бакланов.
Дипломат заметил, что разделение конфликта с турецкой правящей верхушкой и дружественного отношения к турецкому народу подчеркивают на самом высоком уровне. "Достаточно ясно об этом говорил президент Владимир Путин, что он не объединяет интересы этой верхушки и турецкого народа. Это наша совершенно четкая позиция, которую нужно, может быть, и на экспертном уровне прояснять и повторять. Сейчас специфика ситуации заключается в том, что политической диалог высокого уровня прерван в силу создавшихся условий. Мы высказали целый ряд предварительных предложений, без решения которых восстановление политического диалога в настоящее время невозможно, и пока они не приняты, кризис продолжается", - заявил эксперт.
Директор Института политических исследований Сергей Марков также подчеркнул, что не стоит распространять негатив в отношении к турецкой власти на отношение к турецкому народу. "Это конфликт с президентом Эрдоганом, прежде всего. При этом отмечу, что даже с президентом Эрдоганом Россия хотела бы восстановить отношения. Увы, так получается, что, когда борются с руководством, достается и простым гражданам", - сказал он.
По его оценке, в связи с этим не стоило отменять безвизовый режим для граждан Турции. "Контроль на границе вполне реализуем и при безвизовом сообщении. Во-вторых, нужно несколько скорректировать информационную политику, потому что у нас сейчас идет очень серьезный антитурецкий крен, а не антиэрдогановский. Это необходимо менять. В-третьих, в этот кризисный период важно добиться, чтобы диалог между обществами не съеживался, а развивался. Например, у нас есть ежегодный январский Анталийский российско-турецкий форум - сейчас его отменили, но это неправильно. Мне кажется, российская политика должна показывать, что она ясно и взвешенно заинтересована в диалоге, увеличивая количество российско-турецких встреч и дискуссий, хотя зачастую они будут иметь сложный характер, там будут сильно спорить друг с другом", - призвал эксперт.
Он также обратил внимание и на излишне жесткий подход к турецким фирмам, не имеющим никакой связи с турецкой властью. "Позакрывали многие компании, кроме критически важных, к примеру, строителей, которых просто нельзя закрыть, иначе не будут построены стадионы к чемпионату миру по футболу. Это чересчур. Многие не столь важные компании, например, в туриндустрии, закрывать не было такой уж необходимости. Кроме того, необходимы более внятные заявления: помимо слов президента Владимира Путина о том, что у нас по-прежнему хорошее отношение к турецкому народу, нужны аналогичные заявления от чиновников разного уровня, к примеру, о том, что мы поддерживаем российско-турецкие браки и так далее", - указал Сергей Марков.
"То есть со стороны власти требуются конкретные проявления поддержки российско-турецких отношений, тем более что миллионы людей вложились в эти отношения с турецкой стороны. Они, конечно, очень разочарованы тем, что отношения оказались "подморожены". Удар ведь во многом пришелся не по Эрдогану, а по пророссийски настроенным туркам и именно им нам сейчас нужно дать четкий сигнал", - заключил он.