Почему растет внешний долг Армении
Читать на сайте Вестник КавказаГосударственный долг Армении впервые превысил 5 млрд долларов. По положению на 31 декабря прошлого года долг составил 5 млрд 71 млн долларов. Такого огромного долга у Армении не было никогда. Из этой суммы – 4,3 млрд дол. это внешняя задолженность, а 461 млн - внутренняя. Такой объем госдолга при почти полном отсутствии какого-либо прогресса в экономике дает серьезное основание задуматься над нерешенными вопросами и проанализировать факторы, препятствующие экономическому развитию.
За последние 7 лет долг вырос в более чем 3,5 раза. Получается, что госдолг неотступно растет, а экономика не то что не развивается, а едва дышит. По мнению главы союза работодателей Гагика Макаряна, средства, предоставляемые международными донорами необходимо использовать эффективно, однако они "присваиваются и тратятся под прикрытием всевозможных реформ".
Экономисты считают, что накопление долгов по внешним кредитам могло быть оправданным и не несло бы в себе больших рисков в случае использования этих средств на программы развития производства и инфраструктуры. Вместо этого правительство берет новые кредиты, чтобы расплатиться со старыми долгами, а также предпринимает шаги, которые серьезно тормозят развитие страны. Так, по словам экономиста Самсона Аветяна, из-за искусственного поддержания курса драма, экспортируемые из Армении товары стоят намного дороже продукции стран с обесцененной валютой, в том числе России, одного из главных торговых партнеров Армении. "Одним сдерживанием курса драма проблем не решить. Необходимо снижение цен на энергоносители, создание благоприятных условий для экспорта и предоставления кредитов, решение вопросов страхования…",- считает экономист Ашот Тавадян.
Экономику сдерживает также монопольный уклад экономики и сращивание бизнес структур с чиновничьим аппаратом, что практически исключает наличие нормальной конкуренции в предпринимательстве.
По мнению доктора экономических наук Вардана Бостанджяна, приоритетным вопросом должно стать улучшение конкурентной среды: "Необходимо сформировать свободное конкурентное поле, которое даст дополнительные возможности хозяйствующим субъектам. Различного рода монополии в Армении препятствуют развитию бизнеса. Эмиграция обусловлена именно этим фактором. Свободная конкуренция - наиважнейшее условие экономического развития любой страны".
Хотя представители власти любят говорить о мерах по защите экономической конкуренции, на деле ситуация выглядит совсем по-другому.
Депутат от фракции "Страна законности" Эгине Бишарян считает, что торговая сеть не действует в поле свободной конкуренции, поскольку крупные супермаркеты разрастаются, а небольшие магазины, не выдерживая конкуренции, закрываются.
По словам Гагика Макаряна, ссылающегося на данные Минэкономики, в 2015 году было закрыто 7 тыс. компаний: "Чиновники помогают своим родственникам в организации бизнеса, что делается за счет создания неравной конкуренции в малом и среднем бизнесе. Если раньше чиновники и их родственники интересовались крупным бизнесом, то сейчас они интересуются всем".
Примером модно считать деятельность компании "Кетрин", основанной в 1997 году руководителем Службы по исполнению судебных актов Мираном Погосяном и его женой Карине Мхитарян. По сведениям СМИ, компания "Кетрин" занимается крупномасштабным импортом бананов в Армению.
Самое неблагоприятное положение дел зафиксировано в сфере торговли и услуг, однако закрываются также и компьютерные фирмы, занимающиеся информационными технологиями, которые считаются успешным бизнесом. По официальным данным Минюста, только в декабре 2015 года по решениям судов было признано банкротами 69 компаний.
Причиной банкротства предприятий малого и среднего бизнеса, а значит и главным препятствием развития экономики, стало покровительство армянской власти монополиям. В этом ключе приходится рассматривать и недавнее заявление министра экономики Карена Чшмаритяна о том, что невозможно запретить монополии и пресечь их возникновение в Армении. По заверению министра, политика правительства и законодательство направлены на то, чтобы не допустить злоупотребления монопольным положением. Однако Чшмаритян не уточнил, каких успехов добилось правительство в этом вопросе.
Хотя Госкомиссия по защите экономической конкуренции приняла множество решений о привлечении к ответственности хозяйствующих субъектов, многие из которых были оштрафованы на миллионы драмов решением судебных инстанций, ситуация в сфере защиты экономической конкуренции остается сложной.
Царящая в экономике ситуация, включая засилье монополий и покровительство им властей, искусственное поддержание курса драма за счет валютных резервов, ослабление малого и среднего бизнеса не способствует созданию условий для реального развития экономики, что сделало бы кредитную политику более обдуманной и сократило бы объемы накапливаемых долгов.
По мнению доктора экономических наук Зои Татевосян, для обеспечения экономического роста есть множество инструментов, включая развитие транспортной инфраструктуры, целевое кредитование экспортных производств, пересмотр финансово-кредитной политики, в первую очередь сокращение уровня процентных ставок для предпринимателей, установление налоговых льгот для предприятий малого и среднего бизнеса. Между тем, некоторые аналитики не без основания полагают, что все эти проблемы лежат в политической плоскости, ведь правящий в стране авторитарный режим, который опирается на силу монополистов, не заинтересован в свободной экономической конкуренции.