Москва-Тегеран: вместе или параллельно
Читать на сайте Вестник КавказаБорьба с терроризмом считается сегодня важнейшей мировой проблемой, однако, подходы к решению этой проблемы у разных стран разные. Так, в Сирии против террористов ДАИШ (ИГИЛ) действует "российская" коалиция (РФ, власти Сирии, правительство Ирака, Иран), большая коалиция во главе с США, кроме того, недавно объявлено о создании коалиции арабских государств во главе с Саудовской Аравией. Отвечая на вопрос "Интерфакса, возможна ли в перспективе координация действий между этими тремя силами для победы над ДАИШ, посол России в Сирии Александр Кинщак заявил: "Мы тесно координируем свои усилия в борьбе с ИГИЛ с нашими иранскими, иракскими и иорданскими союзниками, в том числе посредством созданных совместных информцентров в Багдаде и Аммане, а также с курдами. Но говорить в этой связи о наличии некоего военного альянса России с упомянутыми странами региона я бы не стал. Скорее, речь идет о параллельных форматах и механизмах антитеррористического сотрудничества".
Между тем, по словам советника верховного лидера Ирана Али Акбара Велаяти, после возникновения многополюсного мира отношения между Ираном и Россией могут стать определяющими. "С каждым днем этот определяющий фактор получает большую значимость. Иран и Россия смогут сыграть очень важную роль не только в будущем региона, но и в будущих международных вопросах. У наших государств есть общие интересы. Но скорость изменений, происходящих в нашем регионе, требует от нас, чтобы мы почаще встречались, предпринимали больше общих мер с тем, чтобы сблизить наших два государства".
Поворотным пунктом в отношениях Москвы и Тегерана Велаяти назвал прошлогодний визит Владимира Путина в Иран, заявив, что "отношения между нашими странами становятся все более стратегическими".
В качестве примера советник верховного лидера Ирана назвал сотрудничество по Сирии: "Мы защищаем народ Сирии, правительство Сирии перед лицом террористов, а также их покровителей. Такое сотрудничество является беспрецедентным. Военный, оборонительный, политический баланс в регионе, в частности в Сирии, меняется, что идет на пользу Ирану, России, Сирии, Ираку, а также в целом региону".
Другим измерением интенсификации сотрудничества Велаяти назвал взаимодействие в рамках ШОС: "Мы видим очень ясную перспективу. Этот альянс между важными странами Азии очень дружественный, очень конструктивный. В енм мы продемонстрируем стойкость перед политикой США и НАТО, которая направлена на экспансионизм. ШОС не является военной организацией, там протекает экономическое, политическое, региональное сотрудничество. Это пример консолидации стран западной Азии. Наша сплоченность будет неким барьером перед экспансионистской политикой США и их западных союзников".