Армяно-иранские проекты
Читать на сайте Вестник КавказаНа прошедшем недавно девятом заседании армяно-иранской межправительственной комиссии обсуждались проекты строительства гидроэлектростанции на приграничной реке Аракс, железной дороги и нефтепровода Тебриз-Ерасх.
Мегринская ГЭС, которая будет вырабатывать энергию как для Армении, так и для Ирана, стала одним из важнейших энергетических проектов, обсуждение и подготовка к реализации которого заняли порядка десяти лет. Станцию предполагается построить примерно в 20 км от приграничного армянского города Мегри, имеющего большое значение для обоих соседних государств. Эта ГЭС должна стать самой мощной Южном Кавказе. Ее проектная мощность - 140 мВт при ежегодной выработке 850 млн кВтч электроэнергии. Одна часть ГЭС будет расположена на армянском берегу, другая – на иранском. ГЭС будет принадлежать Армении, ее планируется подключить к системе в 2014 году. Сейчас строительство оценивается в 240 млн долларов. Схема финансирования проекта предполагает, что станция будет строиться на средства Ирана, а Армения станет расплачиваться поставками электроэнергии. В течение двух месяцев стороны представят на утверждение своих правительств технические решения по строительству ГЭС. По словам министра энергетики и природных ресурсов Армении Армена Мовсисяна, уже завершена подготовка технико-экономического обоснования строительства, подготовлены документы по финансовой смете и строительной схеме.
Что касается другого важного вопроса - строительства в Армении терминала жидкого топлива мощностью до 1,5 млн тонн, то стороны также договорились завершить подготовку конкретных технических документов в течение ближайших двух месяцев. По предварительным расчетам Министерства энергетики Армении, строительство терминала нефтепродуктов и трубопровода оценивается в 260 млн долларов. Планируется, что строительные работы начнутся в этом году и продлятся в течение двух лет.
Кроме того, речь на заседании шла о необходимости увеличения товарооборота. Глава иранской делегации, министр иностранных дел Манучер Моттаки выразил надежду на подписание в ближайшее время договора о свободной торговле с Арменией. Отметим, что внешнеторговый оборот Армении с Ираном за январь-ноябрь 2009 года сократился на 34,5% и составил 138 млн долларов. При этом объем экспорта из Армении в Иран составил 16,9 млн долларов. (2,7% от всего экспорта из Армении), сократившись за тот период на 30,1% по сравнению с показателем января-ноября 2008 года. Объем импортированных в Армению товаров иранского производства составил 121,1 млн долларов, сократившись на 35,1%.
Еще одним перспективным ирано-армянским проектом может стать строительство железной дороги Иран - Армения. Замминистра транспорта Ирана Маджид Асади сообщил, что иранская сторона уже завершила подготовку ТЭО строительства 60-километрового отрезка дороги, который будет пролегать по территории страны, причем готова проложить этот отрезок на собственные средства. Замминистра транспорта и связи Армении Грант Бегларян сообщил, что в Армении в апреле будет объявлен тендер на проведение работ по подготовке ТЭО на средства миллион долларов, которые уже выделены Азиатским банком развития (АБР). По его словам, Ереван продолжает переговоры с АБР и Всемирным банком по вопросам финансирования проекта. Договоренность о строительстве железной дороги Иран-Армения была достигнута президентами Кочаряном и Ахмадинежадом еще в 2007 году. В рамках визита президента Сержа Саргсяна в Иран в апреле прошлого года было подписано соответствующее соглашение. Строительство, по предварительным расчетам, обойдется в 1,5-2 млрд долларов. Длина железной дороги составит 470 км, из которых 60 км придется на территорию Ирана и 410 - на территорию Армении. Программа будет осуществляться в три этапа. Согласно предварительной договоренности, Иран обеспечит выход Армении к Персидскому заливу.
На заседании глава иранской делегации, министр иностранных дел Ирана Манучер Моттаки заявил, что Армения приобретает ключевое значение в транспортной сфере. "Иранский и армянский народы - вековые друзья, и наша дружба испытана и в тяжелые, и в радостные дни. Основываясь на воле президентов двух стран, мы готовы продолжать это сотрудничество. Нынешние отношения Армении и Ирана носят разносторонний характер и охватывают сферу культуры, социальную область, политику, экономику и сферу безопасности", - напомнил Моттаки. В свою очередь премьер-министр Армении Тигран Саркисян заявил, что строительство железной дороги Иран-Армения становится одним из приоритетов Еревана, поскольку имеет серьезное социальное, экономическое и политическое значение. Стороны сошлись во мнении, что все эти проекты станут серьезным стимулом для дальнейшего развития отношений.
По мнению замдиректора фонда "Нораванк", эксперта по Ирану Севака Саруханяна, в последние годы армяно-иранские отношения вступили в активную фазу, а это результат того, что реализация экономических проектов приобрела особую значимость в межгосударственных отношениях. "Строительство нефтеперерабатывающего завода на территории Армении, железной дороги Армения-Иран и Мегринской ГЭС могут дать межгосударственным отношениям новый импульс", - думает Саруханян. По его словам, уже построенный и действующий газопровод Иран-Армения и названные проекты позволят Армении окончательно решить вопрос устойчивого существования в условиях закрытой границы с Азербайджаном и пока еще не открытой - с Турцией.
Мегринская ГЭС, которая будет вырабатывать энергию как для Армении, так и для Ирана, стала одним из важнейших энергетических проектов, обсуждение и подготовка к реализации которого заняли порядка десяти лет. Станцию предполагается построить примерно в 20 км от приграничного армянского города Мегри, имеющего большое значение для обоих соседних государств. Эта ГЭС должна стать самой мощной Южном Кавказе. Ее проектная мощность - 140 мВт при ежегодной выработке 850 млн кВтч электроэнергии. Одна часть ГЭС будет расположена на армянском берегу, другая – на иранском. ГЭС будет принадлежать Армении, ее планируется подключить к системе в 2014 году. Сейчас строительство оценивается в 240 млн долларов. Схема финансирования проекта предполагает, что станция будет строиться на средства Ирана, а Армения станет расплачиваться поставками электроэнергии. В течение двух месяцев стороны представят на утверждение своих правительств технические решения по строительству ГЭС. По словам министра энергетики и природных ресурсов Армении Армена Мовсисяна, уже завершена подготовка технико-экономического обоснования строительства, подготовлены документы по финансовой смете и строительной схеме.
Что касается другого важного вопроса - строительства в Армении терминала жидкого топлива мощностью до 1,5 млн тонн, то стороны также договорились завершить подготовку конкретных технических документов в течение ближайших двух месяцев. По предварительным расчетам Министерства энергетики Армении, строительство терминала нефтепродуктов и трубопровода оценивается в 260 млн долларов. Планируется, что строительные работы начнутся в этом году и продлятся в течение двух лет.
Кроме того, речь на заседании шла о необходимости увеличения товарооборота. Глава иранской делегации, министр иностранных дел Манучер Моттаки выразил надежду на подписание в ближайшее время договора о свободной торговле с Арменией. Отметим, что внешнеторговый оборот Армении с Ираном за январь-ноябрь 2009 года сократился на 34,5% и составил 138 млн долларов. При этом объем экспорта из Армении в Иран составил 16,9 млн долларов. (2,7% от всего экспорта из Армении), сократившись за тот период на 30,1% по сравнению с показателем января-ноября 2008 года. Объем импортированных в Армению товаров иранского производства составил 121,1 млн долларов, сократившись на 35,1%.
Еще одним перспективным ирано-армянским проектом может стать строительство железной дороги Иран - Армения. Замминистра транспорта Ирана Маджид Асади сообщил, что иранская сторона уже завершила подготовку ТЭО строительства 60-километрового отрезка дороги, который будет пролегать по территории страны, причем готова проложить этот отрезок на собственные средства. Замминистра транспорта и связи Армении Грант Бегларян сообщил, что в Армении в апреле будет объявлен тендер на проведение работ по подготовке ТЭО на средства миллион долларов, которые уже выделены Азиатским банком развития (АБР). По его словам, Ереван продолжает переговоры с АБР и Всемирным банком по вопросам финансирования проекта. Договоренность о строительстве железной дороги Иран-Армения была достигнута президентами Кочаряном и Ахмадинежадом еще в 2007 году. В рамках визита президента Сержа Саргсяна в Иран в апреле прошлого года было подписано соответствующее соглашение. Строительство, по предварительным расчетам, обойдется в 1,5-2 млрд долларов. Длина железной дороги составит 470 км, из которых 60 км придется на территорию Ирана и 410 - на территорию Армении. Программа будет осуществляться в три этапа. Согласно предварительной договоренности, Иран обеспечит выход Армении к Персидскому заливу.
На заседании глава иранской делегации, министр иностранных дел Ирана Манучер Моттаки заявил, что Армения приобретает ключевое значение в транспортной сфере. "Иранский и армянский народы - вековые друзья, и наша дружба испытана и в тяжелые, и в радостные дни. Основываясь на воле президентов двух стран, мы готовы продолжать это сотрудничество. Нынешние отношения Армении и Ирана носят разносторонний характер и охватывают сферу культуры, социальную область, политику, экономику и сферу безопасности", - напомнил Моттаки. В свою очередь премьер-министр Армении Тигран Саркисян заявил, что строительство железной дороги Иран-Армения становится одним из приоритетов Еревана, поскольку имеет серьезное социальное, экономическое и политическое значение. Стороны сошлись во мнении, что все эти проекты станут серьезным стимулом для дальнейшего развития отношений.
По мнению замдиректора фонда "Нораванк", эксперта по Ирану Севака Саруханяна, в последние годы армяно-иранские отношения вступили в активную фазу, а это результат того, что реализация экономических проектов приобрела особую значимость в межгосударственных отношениях. "Строительство нефтеперерабатывающего завода на территории Армении, железной дороги Армения-Иран и Мегринской ГЭС могут дать межгосударственным отношениям новый импульс", - думает Саруханян. По его словам, уже построенный и действующий газопровод Иран-Армения и названные проекты позволят Армении окончательно решить вопрос устойчивого существования в условиях закрытой границы с Азербайджаном и пока еще не открытой - с Турцией.