Анкаре все еще интересен "Турецкий поток"
Читать на сайте Вестник КавказаВ Анкаре продолжают считать "Турецкий поток" коммерческим проектом и выступают за проведение российско-турецких переговоров о деталях соглашения о его реализации, заявил замглавы турецкой миссии в Вашингтоне Тугай Тунджер.
"Мы все еще рассматриваем "Турецкий поток" как коммерческий проект. Если Россия захочет провести переговоры, мы можем прийти и обсудить это… Обе стороны должны сесть и обсудить детали соглашения, как мы сделали по "Голубому потоку" десять лет назад", - цитирует его РИА Новости.
Напомним, что 14 января глава Минэнерго России Александр Новак заявил о готовности Москвы к реализации этого проекта при условии, что европейские и турецкие партнеры проявят заинтересованность. При этом он подтвердил факт приостановки переговоров о строительстве этого газопровода. В декабре прошлого года президент РФ Владимир Путин заявлял, что проект будет реализован, если Турция заручится гарантиями Брюсселя.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" старший научный сотрудник Сектора энергетической политики Института экономики РАН Иван Капитонов, "вопрос реализации "Турецкого потока" является достаточно острым для Турции в связи с тем, что ее энергопотребность велика, ведь это активно растущая экономика". "По потреблению газа она находится на втором месте среди всех российских потребителей вне стран СНГ после Германии и обладает очень высокой положительной динамикой спроса. Покрыть свои потребности в газе Анкара кроме как через Россию просто не сможет, другими доступными источниками она просто не обладает. Все прочие варианты, которые раньше рассматривались, не обладают такими ресурсами, а прочими трубопроводами, которые могли бы быть проложены, пополнить их особо нечем. Если мы рассматриваем вопрос поставок сжиженного газа, должной инфраструктуры для хранения таких объемов и регазификации у Анкары нет", - заявил он.
"Поэтому, действительно, Анкара заинтересована в поставках российского газа. Более того, как показали переговоры по "Южному потоку", по "Турецкому потоку", она рассчитывает на существенные скидки при реализации проектов. Это как в той самой пословице: сесть на верблюда - $1, слезть с верблюда - $5. И здесь в общем-то Турция демонстрирует первичную заинтересованность. Как только начнет проект реализовываться, конечно, они будут опять просить скидки. Учитывая особенности турецкого поведения, я думаю, Россией было принято правильное решение о приостановке реализации этого проекта до лучших времен, потому что было слишком много вопросов на данный момент, ответы на которые найти невозможно", - считает эксперт.
По словам представителя Международного исследовательского центра (USAK) Хасана Селима Озертема, "сейчас очень трудно сказать, насколько Турция заинтересована в реализации "Турецкого потока", потому что этот проект больше был инициирован Россией, нежели Турцией". "Турция прагматически смотрит на все инициативы и заявляет, что она открыта для всех проектов. Но это заявление можно рассматривать не столько как заинтересованность в реализации этого проекта, сколько с точки зрения нормализации отношений между Россией и Турцией. То есть это можно расценивать как некий месседж России о том, что Турция ищет пути для улучшения отношений с РФ. И надо учесть, что эти высказывания не самого посла. Поэтому я рассматриваю данное заявление в контексте поиска путей из кризисных отношений с Россией ", - считает он.
"Я не думаю, что на данном этапе имеет место заинтересованность в проекте. Изначально вокруг него было много вопросов. Как проект будет финансироваться, каким способом будет поступать газ в эту трубу. Кроме того, Россия и ЕC должны договориться по многим вопросам, так как этот газ все-таки будет продаваться дальше в Европу", - отметил эксперт.
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что "Турция действительно имеет очень большую заинтересованность в реализации "Турецкого потока", пусть даже в усеченном виде, то есть в половину мощности, а это 31,5 млрд кубометров в год прокачки". "С точки зрения экономики это, конечно, сверхприбыльный для нее проект. Он увеличивает энергетическую безопасность Турции, потому что они прекрасно понимают, что Украина является до сих пор проблемным транзитером и что будет до 2019 года и далее непонятно, потому что сейчас половина газа, поступающего из России в Турцию, как раз проходит через территорию Украины по Трансбалканскому газопроводу и заходит в европейскую территорию Турции. Поэтому, конечно, они хотят, во-первых, обезопасить себя, получая весь газ напрямую из России по морскому газопроводу, а во-вторых, получать транзитные ставки, которые сейчас получает Украина. Тут, ничего не делая, можно получать миллионы долларов за то, что у тебя просто труба на территории лежит. И плюс таким образом Турция увеличит свое влияние на европейцев, на ЕС, если станет страной-транзитером", - объяснил он.
Однако ситуация осложняется тем, что "сейчас в Турции борются разные группы влияния". "С точки зрения политики они хотят отказаться от контактов с Россией. Но это не вся Турция, а именно клан, который наиболее приближен к Эрдогану. С другой стороны, они хотят наоборот восстановить отношения и реализовывать экономические проекты, потому что они действительно очень взаимовыгодными являются. Поэтому мы и слышим противоречивые заявления. Одни политики и чиновники говорят о сближении с Россией, хотят идти на контакт, а другие наоборот говорят, что откажутся вообще от всех товаров из России, откажутся от российского газа, хотя это на сегодняшний день невозможно", - сказал эксперт.
"Россия является крупнейшим поставщиком газа в Турцию, у нее наиболее выгодно приобретать газ, потому что и азербайджанский газ, и тем более иранский газ, который тоже поступает в Турцию, гораздо дороже. Турция сейчас наоборот судится с Ираном по цене на газ, требуя снижения стоимости. Плюс, естественно, все, что находится на востоке Турции, находится в большой опасности. Например, когда началась война правительства Турции с курдами, первое, что сделали курды, это взорвали газопровод из Ирана. Поэтому поставки газа из России наиболее надежны, и, естественно, что те политики, которые думают об экономической стороне вопроса, всячески поддерживают "Турецкий поток"", - добавил Юшков.
Как отметил политолог Гусейн Багджи, ""Турецкий поток" - это грандиозный проект Путина, который был встречен в Турции с очень большим энтузиазмом". "Он был важен для нее с точки зрения диверсификации потоков энергоресурсов, что делало его очень значимым для Анкары проектом. Он также укрепил бы двусторонние связи между Россией и Турцией", - считает он.
"Но на днях информация о том, что "Газпром" отменил скидку в цене на газ для турецких частных компаний, вызвало негодования в обществе. Не думаю, что сейчас будет встреча между президентами Турции и России. Но у Турции есть желание и воля для реализации таких крупных проектов, как "Турецкий поток". И все попытки найти точки соприкосновения для различных контактов тому пример. И попытку Эрдогана связаться с Путиным также надо рассматривать в этом контексте", - полагает политолог.
"Я думаю, Москва может продавать Анкаре еще больше газа. Турция понимает ущерб от этого кризиса отношений для своей экономики. В этом плане Россия может подпортить ее экономику. Я думаю, Турция больше зависима в этом вопросе от России, нежели Россия от Турции", - сказал Гусейн Багджи.