Сергей Лавров и Владимир Путин готовы к контактам с грузинским коллегами
Читать на сайте Вестник КавказаМеждународный уголовный суд начал расследование преступлений, совершенных во время вооруженного конфликта в Грузии на территории Южной Осетии в период с 1 июля по 10 октября 2008 года. В суде считают, что в Южной Осетии могли быть были совершены преступления, которые подпадают под его юрисдикцию - насильственное переселение людей, нападения на гражданское население, намеренные убийства, мародерство. В Москве и Тбилиси уже заявил он намерении активно сотрудничать с судом по данному делу. Россия уже представила Международному уголовному суду материалы расследования Следственного комитета РФ по преступлениям в ходе конфликта в Южной Осетии, а Грузия собирается сделать это в течение месяца. По словам грузинского министра юстиции Теи Цулукиани, по завершении процесса Грузия должна начать процесс "возобновления доверия с осетинскими братьями и сестрами".
Между тем, в ходе пресс-конференции по итогам 2015 года глава МИД РФ Сергей Лавров также выступил за нормализацию российско-грузинских отношений. «Грузинский народ не должен расплачиваться разрывом связей со своими российскими соседями, в которых заинтересованы грузины и россияне. Несправедливо расплачиваться за преступные ошибки бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили. Не мы разрывали дипломатические отношения. Мы поступили в полном соответствии с нормами международного права, включая те, которые заложены в уже цитировавшейся мной сегодня декларации о принципах отношений между государствами, когда территориальная целостность, уважение территориальной целостности государства предполагают обеспечение этим государством прав населяющих его народов и недопустимость для такого государства использовать силу для принуждения этих народов к сохранению в составе этого государства. Все эти принципы были грубо нарушены Саакашвили», - заявил министр
По словам Лаврова, «после нападения на Южную Осетию, на своих собственных граждан, после нападения на российских миротворцев Российская Федерация и ополчение победили Саакашвили. Южная Осетия и Абхазия, отчаявшись добиться переговорного решения о своей судьбе (за прошедшие годы было много вариантов: федерация, конфедерация), объявили о независимости. У нас не было другого выхода и варианта, кроме как признать их независимыми, чтобы обеспечить их безопасность и выживание югоосетинского, абхазского народов. Это не обсуждается, но повторю, что это было результатом преступной политики Саакашвили. Он знаменит такими провокациями, которые делаются, как мы понимаем, во многом по его собственной инициативе, но очень часто по заказу».
На Смоленской площади довольны тем, что Женевские дискуссии продолжаются. «Нас интересует проблематика безопасности, чтобы не было больше подобных рецидивов. Есть идеи, которые позволяют всем участникам Женевских дискуссий подписаться под документом, который будет гарантировать неповторение каких-либо рецидивов в применении силы в этом регионе. Нас, конечно же, интересует работа Женевских дискуссий по гуманитарной проблематике, включая проблему возвращения беженцев, перемещенных лиц. Подрывают конкретную гуманитарную работу продолжающиеся действия Грузии по внесению ежегодно резолюции в ГА ООН по проблеме беженцев и перемещенных лиц в одностороннем порядке.
Мы готовы обсуждать это в ООН, но с участием Абхазии и Южной Осетии, потому что именно к ним адресован набор требований в той резолюции, которую грузинская сторона продвигает в ООН. Они там отсутствуют, потому что их туда не пускают – наши американские коллеги не дают им визы, хотя представителям непризнанного Косово не просто выдаются визы, а обеспечивается режим наибольшего благоприятствования на территории ООН. Здесь двойные стандарты налицо», - заявил российский министр.
Он подчеркнул, что двусторонние отношения с Грузией выходят из «глубокой заморозки»: «Контакт был налажен по линии ведомств, занимающихся фитосанитарными, санитарными вопросами, к нашему общему удовлетворению возобновилась торговля напитками, продовольственными товарами. Идут переговоры по линии «Газпрома» … Мы делаем все, чтобы облегчить гуманитарные связи, даже когда после разрыва Грузией дипломатических отношений мы были вынуждены ужесточить визовый режим во многом из-за того, что террористическая угроза не исчезла из Панкисского ущелья (в свое время поэтому мы приостановили безвизовый режим). Кстати сказать, и сейчас иногда доходят некоторые сообщения, что игиловцы используют эту труднодоступную территорию для того, чтобы там тренироваться, отдыхать и пополнять свои запасы. В последнее время мы отразили процесс нормализации наших связей в введении облегченного визового режима, когда деловые, рабочие, учебные, гуманитарные визы выдаются вне зависимости от каких-либо обстоятельств. Даже для частной визы приглашение не обязательно от родственников: ваш знакомый, товарищ может пригласить вас, и виза будет выдана. Мы готовы пойти в перспективе на безвизовый режим. Немного странно, если это будет обсуждаться в период, когда у нас нет дипломатических отношений, которые, повторю, не мы разорвали».
Лавров отметил также, что за последнее удалось решить ряд проблем на взаимной основе, которые касаются оформления прав на дипломатическую недвижимость Грузии в Москве и России в Тбилиси. Кроме того, работает канал, который позволяет обсуждать любые вопросы – это формат «Карасин-.Абашидзе». «Они хорошо друг друга знают, у них установились доверительные отношения, которые позволяют затрагивать любые вопросы. Кстати сказать, я открыт к контактам со своим грузинским коллегой. Уверен, что и другие контакты вполне возможны. Президент России, когда его спросили об этом, отнюдь не исключал такой возможности, если представится случай», - напомнил Лавров.