Статьи, 19:36, 25 янв 2016 (UTC+3 MSK)

Санкции больше не мешают Ирану вступить в ШОС

Читать на сайте Вестник Кавказа

После того, как 16 января наступила практическая реализация Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по урегулированию иранской ядерной проблемы, работа на данном направлении перешла в рутинный режим. Как заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, дальнейшее развитие ядерной программы Тегерана и международного сотрудничества с Ираном в ядерной области должно осуществляться строго в рамках СВПД и резолюции 2231 СБ ООН. Очевидно, что потребуется какое-то время, чтобы сформированные механизмы, учитывая их сложный и уникальный характер, притерлись друг к другу и начали работать максимально слаженно и в полную силу. "Российская сторона будет этому активно содействовать в интересах обеспечения устойчивости СВПД на всем протяжении его реализации, а это как минимум ближайшее десятилетие. Рассчитываем, что и все остальные участники процесса будут строго соблюдать взятые на себя обязательства для того, чтобы эта работа не останавливалась и была наиболее эффективной", - заявила Захарова.

Основной фокус внимания сейчас переключается, прежде всего, на МАГАТЭ. Именно Агентство на каком-то этапе должно подтвердить отсутствие в Иране незаявленного ядерного материала и деятельности, что позволит отменить сохраняющиеся ограничения на сотрудничество с Ираном по некоторым направлениям, включая военно-техническую и ядерную сферы, до истечения тех сроков, которые предусмотрены резолюцией 2231 СБ ООН. Такая работа по линии МАГАТЭ уже началась в рамках выполнения Тегераном Дополнительного протокола к Соглашению о гарантиях. В МИД РФ рассчитывают, что она не будет политизироваться, и все стороны сделают все необходимое для ее скорейшего завершения.

Говоря о перспективах российско-иранского сотрудничества в торгово-экономической сфере, Захарова заметила что снятие санкций в отношении Ирана, в связи с началом выполнения Совместного всеобъемлющего плана действий, создает дополнительные условия для наращивания и диверсификации торгово-экономического сотрудничества между Россией и Ираном.

По итогам визита в Иран президента Путина в ноябре прошлого года, а также контактов представителей экономического блока правительств двух стран (в декабре прошлого года Иран посетили первый заместитель Председателя Правительства Игорь Шувалов, министр торговли и промышленности Денис Мантуров, министр транспорта Максим Соколов) имеется весомый пакет двусторонних договоренностей.

В этом году подтверждением обоюдного настроя на углубление взаимодействия в практических областях стали также договоренности по расширению номенклатуры взаимных поставок сельхозпродукции и продовольственных товаров, достигнутые в ходе поездки в Иран Министра сельского хозяйства Александра Ткачева 19 января.

Что же касается перспектив вступления Ирана в ШОС, то Захарова напомнила, что Иран, начиная с 2005 года принимающий активное участие в деятельности ШОС в качестве наблюдателя, в 2008 году официально обратился с заявкой на получение полноправного членства в организации. Вместе с тем, препятствием для этого стали санкции, введенные против Ирана по линии Совета Безопасности ООН, что противоречило Уставу ШОС.

В связи с началом имплементации Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию иранской ядерной программы, что служит основой для отмены международного санкционного режима в отношении Тегерана, открывается путь для практического рассмотрения соответствующей заявки на членство в ШОС. "Россия, неизменно поддерживающая полноформатное подключение Ирана к взаимодействию со странами ШОС, непосредственно с этой организацией и шосовской "семьей", готова содействовать запуску такого процесса. Мы поддерживаем полноформатное участие Ирана в деятельности ШОС", - заявила Захарова.