Кудрин ждет санкционного перемирия через год
Читать на сайте Вестник КавказаБывший министр финансов РФ Алексей Кудрин, выступая на сессии The outlook for Russia Всемирного экономического форума в Давосе, выразил уверенность в том, что отношения России и Запада нормализуются и санкции будут отменяться.
"Я уверен, что санкции начнут снижаться в конце этого года - начале следующего. Никто в России не собирается сохранять противостояние, я думаю, будут исполняться Минские соглашения, и тем самым этот конфликт в отношении санкций будет разрешаться", - заявил он.
По словам Кудрина, "Россия никогда не отказывалась от развития рыночной экономики, демократии, интеграции в мировую экономику".
Нынешний геополитический кризис "не соответствует аналогам "холодной войны" в Советском Союзе", считает экс-глава Минфина.
"У нас сейчас нет разных целей идеологических, мы не противостоим как системы. Мы не пытаемся друг другу доказать, что мы настолько разные, что каждый будет идти своей дорогой", - указал он. "Мы все абсолютно едины в определенных ценностях рыночной экономики и демократии", - добавил Кудрин.
По его мнению, Россия "после неких переговоров или нового диалога" вернется во все мировые форматы, в том числе в G8. "Я считаю формат "восьмерки" важным, Россия там должна быть, чтобы решать в этом кругу часть жизненно важных для всего мира вопросов", - цитирует бывшего министра "Интерфакс".
Он также выразил надежду, что на Мюнхенской конференции, которая пройдет 12-14 февраля, начнутся "шаги навстречу друг другу".
Кудрин также спрогнозировал рост экономики России в 2017 году. "17-й год, наверное, будет годом нулевого или положительного роста", - полагает он.
Старший научный сотрудник Центра европейских исследований МГИМО(У) МИД РФ Владимир Оленченко в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" отметил, что сейчас уже ясно, что нельзя говорить о каком-то монолите Европы. "Есть достаточно большой разброс мнений по вопросу санкций в самом Евросоюзе", - полагает он.
"ЕС ввел санкции летом 2014 года, несколько раз продлевал. Сейчас они продлены, очередной срок их истечения - лето 2016 года", - напомнил Оленченко.
"Почему такие периоды, обычно полугодовые? Дело связано с регламентов ЕС, по которому саммиты, то есть высший орган Евросоюза, проводятся два раза в год. Одна так называемая летняя сессия - июнь-июль, а осенняя сессия - это ноябрь-декабрь", - пояснил эксперт. "В декабре санкции продлили, и, скорее всего, возможность принятия нового решения, то ли отменяющего, то ли подтверждающего, будет только летом", - добавил он.
Судя по заявлению Кудрина, он не возлагает больших надежд на июнь, а рассчитывает, видимо, на декабрьский саммит, полагает Оленченко. По его мнению, "это можно объяснить тем, что все прогнозы, которые сейчас функционируют или циркулируют в международном пространстве, связаны с тем, что может наметиться улучшение ситуации в мировой экономике и в разных странах". В частности, положительное изменение связывают с той же самой нефтью, уточнил эксперт. Он указал на два возможных сценария. "При худшем варианте, скажем, экономики всех стран как бы фрагментируются, то есть обосабливаются. И, соответственно, в какой-то мере это касается Евросоюза и России. Если потом пытаться восстанавливать, то это достаточно сложно, происходит уже какой-то новый процесс", - заявил Оленченко. Оптимистичный сценарий, по его словам, заключается в том, что все страны "начнут развиваться, а для развития нужны рынки сбыта, тут прямая заинтересованность и Евросоюза, и России".
"На мой взгляд, такими мотивами можно объяснить оценку Кудрина того, что к концу года ЕС может принять решение по ослаблению санкций. Как известно, там есть секторальные санкции и есть санкции на заимствование. Что касается заимствований, то частично уже пытаются некоторые страны в обход этого решать эти вопросы. Поэтому не исключаю, что вопрос коснется прежде всего заимствований", - предположил эксперт.
Говоря о возможном возвращении России в G8, он отметил, что этому формату нужны изменения, в частности, "надо, конечно, менять цикл". "Надо проводить не академично работу, то есть они собираются раз в год, а по мере необходимости", - пояснил Оленченко. "Я не исключаю, что если руководство России примет решение о возвращении и аналогичная реакция будет со стороны других стран, то, наверное, первый вопрос, который будет поставлен, - вопрос об изменении режима работы этого формата", - заключил старший научный сотрудник Центра европейских исследований МГИМО(У) МИД РФ.
Доцент кафедры бизнеса и управленческой стратегии Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС, кандидат экономических наук Теймураз Вашакмадзе смотрит на перспективы завершения санкционной войны скептически. "Я полагаю, что в 2016 году мы не увидим отмену санкций, потому что здесь идет понятийное противостояние: отмена санкций означает, что ЕС принимает, как они это называют, аннексию Крыма и одобряют действия ДНР. Поэтому отмены санкций ждать не стоит", - предупредил он.
По его словам, Европа адаптировалась к собственным санкциям. "ЕС не сильно страдает, как мы увидели, от санкций. Конечно, были проблемы у отдельных сельскохозяйственных компаний после введения российских антисанкций, но в целом европейский бизнес уже перестроился и научился работать в текущих условиях. Говорить о том, что есть острая необходимость у Европы снимать санкции и восстанавливать взаимоотношения, которые были раньше, рано: ЕС к этому еще не готов", - считает Теймураз Вашакмадзе.
Как пояснил финансист, в большей степени послабления санкций против той же банковской системы нужны самой России. "В этом и заключается проблема. Притом напомню, что финансирование не закрыто по несанкционным компаниям, скажем, по одному проекту, где я сейчас консультирую, итальянский банк рассматривает финансирование российского предприятия. Говорить о том, что финансирование полностью закрыто для российских компаний, нельзя, и вряд ли ЕС будет смягчать ограничения и открывать рынки капитала для санкционных компаний и госкомпаний", - прогнозирует он.
При этом Теймураз Вашакмадзе позитивно оценил перспективы возвращения формата G8. "В "Большую восьмерку" возвращение теоретически возможно. Конечно, уже не в качестве полноправного члена, а для консультаций, особенно для дел, связанных с Сирией. Здесь я, наверное, соглашусь с Кудриным, что какой-то возврат может быть", - сказал он.