Рынок продовольствия: каналы сбыта монополизируют
Читать на сайте Вестник КавказаВ минувшем году продовольственная инфляция в России в 2015 году превысила 20%, однако эксперты полагают, что в году наступившем рост цен на продукты может замедлиться до 10%, поскольку в условиях низкого спроса со стороны населения производители и ритейлеры будут пытаться сохранять низкие цены для привлечения покупателей. По мнению директора по развитию Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрия Вострикова, одной из основных причин роста цен на продовольствие стало отсутствие конкуренции.
"Если анализировать все каналы поставок от поля до прилавка, то один из растущих таких монополистов это торговые сети. Контроль над рынком позволяет получать более высокую маржинальную доходность, работать на отрицательном оборотном капитале, что никто ни в пищевой промышленности, ни в аграрном секторе себе позволить не может", - заявил эксперт.
Он также обратил внимание на проблему закредитованности наших аграриев: "Им надо один урожай просто отдать банкам, для того, чтобы просто выйти в ноль. Здесь уже не до расширенного воспроизводства… Где дешевые, длинные деньги? Их практически нет. При наличии долгов у аграриев и закредитованности заложить уже нечего, чтобы получить какой-то кредит в банке. После изменения курса доллара, в такую же ситуацию попали пищевые предприятия".
Эксперта возмущает, когда в СМИ говорят, что между отпускной ценой производителя и ценой на прилавке разница в десять раз: "Нет такой цены! В два раза – да. Но и то, когда речь идет о это скоропортящихся продуктах, где большой процент списания".
Там, где меньше конкуренции и больше монополизации, возникают трудности. Поэтому Востриков предлагает идти по пути конкуренции: "Если говорить о каналах сбыта, то в Москве сейчас «выкосили» все ларьки. Убрали 35 тысяч торговых объектов, убрали практически все сельскохозяйственные рынки. Мы сами наращиваем этот монополизм. Понятно, что у Минпромторга есть инициативы, мобильная торговля, альтернативные розничные точки. Торговым сетям конкуренцию могут составить только маленькие объекты у дома, рынки, но с такой же эффективностью, как партизанские отряды борются против крупной армии. Такие партизанские отряды в виде частников могут создать какую-то конкуренцию".