Нарышкин: кризис нужно использовать для будущего роста
Читать на сайте Вестник КавказаДепутаты Госдумы шестого созыва должны создать правовые основы, которые станут базой для будущего экономического роста, заявил председатель нижней палаты парламента Сергей Нарышкин, открывая весеннюю сессию. "Даже в таких непростых условиях мы должны сформировать правовые заделы, которые обеспечат базу для будущего экономического роста", - призвал он. "Ведь кризис - это не только время потерь", - уверен спикер.
По его словам, "дальновидные политики используют это время для создания условий для будущего социально-экономического развития, а не для раскачки ситуации". Он предложил всем думским комитетам "смотреть на шаг вперед и активизировать экспертные дискуссии о будущем курируемых отраслей экономики, социальной сферы и права".
Спикер палаты напомнил, что в 2015 году в России был сформирован однолетний бюджет вместо трехлетнего. "И хотя принимать бюджет 2017 года придется депутатам нового седьмого созыва, мы должны будем подготовить необходимые заделы для осенних чтений проекта закона о бюджете 2017 года", - отметил он.
"Кризисные явления в мировой и российской экономике делают эту работу довольно сложной, непростой, и меры антикризисного характера, включая балансировку бюджета текущего года, будут находиться в нашей приоритетной повестке", - цитирует Нарышкина РИА Новости.
Член Комитета Госдумы по энергетике Иван Грачев в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" отметил, что парламент ожидает в плане задач, поставленных Сергеем Нарышкиным, инициатив от исполнительной власти. При этом он выразил сомнение в том, что за оставшиеся шесть месяцев работы шестого созыва Госдумы финансово-экономический блок в правительстве успеет сформулировать необходимые законопроекты, "если за предыдущие годы Россия не диверсифицировала экономику и так и осталась сырьевой страной". В связи с этим он предложил дождаться смены финансово-экономического блока в кабмине. "Тогда все быстро можно сделать", - выразил уверенность Иван Грачев.
Научный руководитель Института экономики РАН Руслан Гринберг, в свою очередь, призвал власти выработать единую стратегию выхода страны из кризиса, "прежде чем готовить законодательную базу для экономического оживления". "Здесь как раз большой дефицит. На самом деле, нет никакого плана оживления экономики, есть разрозненные установки вроде "не кошмарить бизнес" или "сокращать коррупцию". Правовая база всегда должна следовать за принятием содержательных решений", - подчеркнул он.
Председатель правления Национальной валютной ассоциации (НВА) Дмитрий Пискулов также обратил внимание на потребность бороться с низкой диверсифицированностью российской экономики. "Нам надо уходить от экспортной зависимости. Должна быть целая государственная программа, комплекс мер, которые бы развивали высокотехнологичное производство с большой добавленной стоимостью обработки – производство готовой продукции, а не сырья. Например, не нефть, а бензин. Во-вторых, конечно же, нужен комплекс мер по усилению конкуренции. У нас низкая конкуренция за счет высокой доли государственных и просто крупных, в том числе сырьевых, компаний, которые являются монополистами или создают олигополии на крупных рынках", - назвал первые два направления для работы законодателей эксперт.
"В-третьих, у нас недоразвитый малый и средний бизнес, который составляет, по самым оптимистичным оценкам, 20-25% в структуре ВВП, в то время как в структуре ВВП Германии, Японии, США он составляет 70-80%. Малый бизнес создает занятость: да, он платит не столько налогов, сколько крупный бизнес, но несет в себе важную социальную функцию, обеспечивая рабочие места. Его поддержка должна быть в приоритетах новых законопроектов, новых мер экономической политики. В-четвертых, надо говорить о необходимости достичь большего развития финансового рынка с точки зрения переориентации с внешних источников финансирования на внутренние, на развитие рынка облигаций, коллективных инвестиций, более активного вовлечения средств населения в финансовые инструменты помимо банковских депозитов, в том числе, в прямое финансирование предприятий. Это помогло бы найти финансовые ресурсы", - продолжил Дмитрий Пискулов.
Экономист обратил внимание и на другие задачи, стоящие перед законодателями. "Нам предстоит бюджетный дефицит, который мог бы покрываться путем выпуска государственных облигаций. Россия сейчас – неплохой эмитент с низкой долей государственного долга, существенно ниже, чем во многих развитых странах, так что мы вполне могли бы развивать внутренний госдолг для финансирования государственных инфраструктурных проектов – строительства дорог, местных аэропортов и так далее. И еще, конечно, нам нужны институциональные реформы, связанные с реформой судебной системы, с реальной независимостью судей и формированием контроля за принимаемыми решениями, а также недопущением мер воздействия на суды. Меры по смягчению бюрократической нагрузки на бизнес, в том числе на малый и средний, вроде бы проводятся, поэтому здесь требуется лишь продолжение этой политики", - заключил председатель правления Национальной валютной ассоциации.