Игорь Сергун: Жизнь под грифом «секретно»

Читать на сайте Вестник Кавказа

Мое знакомство с Игорем Дмитриевичем Сергуном случилось при весьма «экзотичных» обстоятельствах. Было это несколько лет назад, в мае, через неделю после Парада Победы на Красной площади. Тогда в газетах замелькало фото старенькой генеральши, которая в форме находилась на гостевой трибуне у Кремля. Как потом оказалось, генеральша была авантюристкой, звания такого не имела, а пропуск на трибуну получила, одурачив руководство своего районного комитета ветеранов Великой Отечественной войны. Так вот, на фото, рядом с этой авантюристкой, был изображен настоящий генерал Сергун (его фамилия и должность стали известны «непросвещенным» журналистам позже). «Комсомолка», которая одной из первых добыла информацию о фальшивой генеральше, опубликовала ее снимок на своем сайте. В тот же день на моем редакционном столе и зазвонил телефон.

- Виктор Николаевич, это Сергун Игорь Дмитриевич. Тут вот какое нехорошее дело… Прокололся я не по своей вине… Вы выставили на сайте фото с этой мутной дамой, которую я на трибуне впервые увидел… А я там рядом стою. Мне стыдно от такого «соседства». Противно даже от тени этой авантюристки. Как в грязи измазался. Прошу вас, если нельзя снять снимок с сайта, то хотя бы не указывайте, пожалуйста, моей фамилии и моей должности. Мне же людям в глаза стыдно смотреть будет!

Как потом оказалось, генеральша была авантюристкой, звания такого не имела, а пропуск на трибуну получила, одурачив руководство своего районного комитета ветеранов Великой Отечественной войны

Мы выполнили его просьбу. Правда, лишь наполовину. Потому что снимок уже пошел гулять по необозримым просторам интернета (ФИО, звание и должность начальника ГРУ мы не указали). А вот в лицо ряженой шарлатанки вглядывались все читатели. И стоящий рядом генерал оставался как бы в тени (к тому же на снимке были изображены и другие высшие офицеры). Потом мне приходилось не единожды встречаться с Игорем Дмитриевичем и каждый раз он с улыбкой вспоминал тот случай, когда «засветился» в «Комсомолке».

- Теперь меня даже с телеграфным столбом не снимете! – шутил он.

Помню, как однажды мы встретились с ним в приемной министра обороны. Он достал из распухшей папки кипу газет и стал быстро просматривать их. Я краем глаза поглядывал на него и насторожился, когда он взял в руки «Комсомолку». Видно было, что внимание Сергуна «залипло» на каком-то материале. Затем он оторвался от текста и сказал мне с добродушной улыбкой:

- Вот вы тут пишете, что этот американский генерал возглавляет отдел в разведуправлении минобороны США (РУМО). А он уже полтора месяца там служит заместителем главы РУМО. Тщательнее, тщательнее работать надо!

Разведчик не спал в нем, даже когда он был читателем газеты.

Когда я написал книгу о возвращении Крыма в состав России и малоизвестных сторонах операции «вежливых людей» на полуострове в феврале-марте 2014 года, министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу сказал мне:

- Обязательно дайте почитать рукопись и Сергуну, Игорь Дмитриевич знает много таких тонкостей, которые не дадут вам ошибиться в описании скрытых сторон «крымской весны».

Я так и сделал.

Через три недели Игорь Дмитриевич пригласил меня к себе на «литературный разговор» (его слова). Толстая «буханка» моей рукописи лежала на столе перед ним. Я ожидал, что начальник ГРУ сейчас начнет листать страницы и указывать мне на проколы. А он даже не прикасался к папке. Он почти час пересказывал те или эпизоды моей книги с такими деталями, словно сам написал ее. Я видел в деле феноменальную профессиональную память разведчика. Я понимал тонкую вязь его мудрых советов. В моей книге есть эпизод о хитроумной комбинации ГРУ, которая помогла в Крыму спасти, возможно, сотни жизней наших военных в пиковый момент «крымской весны». Я с восхищением описал суть этой блестящей операции, которая и задумывалась, и проводилась под руководством Сергуна. А он меня ошарашил:

- А вот здесь и обо мне, и о моих подчиненных рассказывать не надо. Хотя все именно так и было. Вы не наврали. Но не будем показывать противникам «инструменты», которые наверняка нам еще не раз пригодятся…

И министр обороны, и начальник Генштаба не раз давали самую высокую оценку профессионализму начальника ГРУ – профессионализму высшей пробы. А генерал Сергун попросил меня: «Я благодарю моих начальников за такую оценку моей работы, но моя должность и моя работа не любят «света»…

Он и служил, и жил не на «свету». По законам разведки. И офицерской совести.

Вы нигде не найдете «развернутой» биографии генерал-полковника Сергуна или каких-то любопытных сведений о его работе на различных должностях. Его служба Отечеству была плотно закрыта грифом «секретно». И лишь скупая официальная информация о его биографии размещена на сайте Минобороны России.

Родился 28 марта 1957 года. В Вооружённых силах - с 1973 года. Окончил Московское суворовское военное училище, Московское высшее общевойсковое командное училище имени Верховного Совета РСФСР, Военную академию Советской Армии, Военную академию Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации. В военной разведке - с 1984 года. Проходил военную службу на различных должностях в Главном разведывательном управлении. Владеет несколькими иностранными языками. Награждён государственными наградами - орден «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени, орден «За военные заслуги», орден Почёта и большая гроздь медалей.

Что еще известно? Что в 1998 году в звании полковника служил военным атташе России в Албании. Указом Президента Российской Федерации в декабре 2011 года назначен начальником Главного разведывательного управления Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации — заместителем начальника Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации.

Кандидат военных наук.

Скоропостижно скончался 3 января 2016 года на 59-м году жизни.

http://m.kp.kg/daily/26476.5/3347582/?utm_source=kp.daily.see-also