Выпьем, Палыч, где же кружка?
Читать на сайте Вестник КавказаВ честь празднования 150-летия Чехова в Ростове-на-Дону на месте пивной палатки появился памятник. Известный ростовский скульптор Анатолий Скнарин изобразил «тонкого знатока человеческих душ» в костюме-тройке и пенсне, опирающегося на невысокие перила и задумчиво глядящего в одному ему ведомую даль. Памятник создан в рекордно сжатые сроки – менее чем за месяц. Сотрудники литейного мастерской совершили настоящий трудовой подвиг, работая по 18 часов в сутки, чтобы успеть к 29 января, к юбилею Чехова. Работать в авральном режиме пришлось в связи с тем, что вопрос с финансированием работ по созданию памятника удалось в самый последний момент.
К слову, долгое время городские власти не могли определиться и с местом «прописки» памятника уроженцу Таганрога, который неоднократно бывал в Ростове, где есть по меньшей мере два места, связанных с именем Чехова. Это одно из первых каменных зданий в городе - дом Максимова на углу Семашко и Станиславского, где находилась лавка, в которой служил приказчиком отец Антона Чехова Павел Егорович. Второе памятное место - дом на пересечении Станиславского и Газетного, где писатель останавливался у своего гимназистского друга. Однако после долгих споров и обсуждений выбор пал на пересечение «самых литературных» улиц Ростова - Пушкинской и Чехова, на место, где до недавнего времени располагалась пивная палатка.
В недалеком будущем напротив бронзового изваяния Чехова собираются посадить небольшой вишневый сад. На место деловитого, но умеющего тонко чувствовать ситуацию, купца Лопахина пришли другие персонажи. Памятник создан лишь частично на средства Фонда культуры, а в основном - на деньги современных мамонтовых и морозовых - не чуждых прекрасному спонсоров и меценатов.
Но наиболее противоречивым моментом в истории создании памятника стала его предшественница - пивная палатка. Ее-то и пришлось снести, демонтировав при этом кирпичный забор, чтобы расчистить пространство для классика. «Сначала градостроительный совет Ростова рассматривал в качестве площадки для установки скульптуры место на другой стороне улицы, где располагается еще одно кафе, - сообщил председатель регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Александр Кожин. - Однако в этом случае пришлось бы не только убирать заведение, но и ликвидировать расположенные здесь зеленые насаждения. Поэтому мы отмели этот вариант и решив пожертвовать пивной».
Как отнесся бы к этому факту сам Антон Павлович, сказать трудно. Пиво в его творчестве упоминается, но без особого восторга. В повести «Дуэль» деятельный биолог фон Корен клеймит бесхребетного интеллигента Лаевского за то, что тот, приехав на Кавказ, научил местное население «пить пиво и играть в карты». А в ранней миниатюре Антоши Чехонте «Свидание хотя и состоялось, но…» влюбленный студент выпивает перед рандеву четыре бутылки этого хмельного напитка, теряет голову, несет полную чушь и безнадежно портит отношения с девушкой Сонечкой. На следующий день бедолага получает от нее прощальную записку: «Пиво пить приятнее, чем любить, а потому пейте пиво. Не хочу вам мешать». Заметим, это сказала в сердцах гимназистка, а не сам автор, совершенно не склонный к морализаторству.
Как бы то ни было, пивных в Ростове хватает, а вот памятник Чехову - первый Поэтому решение властей выглядит вполне логичным. Впрочем, председатель ВООПИиК смотрит в будущее и видит в нем новые перспективы - и для чеховедов, и для пиволюбов. «Место для памятника выбрано просто идеальное - открытый простор и великолепный обзор, - поделился соображениями Александр Кожин. - А пивнушка эта не стоила и доброго слова. Со временем, надеюсь, тут откроется цивильное кафе «У Чехова». И пиво здесь будет пить гораздо приятнее.
В любом случае хочется надеяться, что Антону Павловичу повезет больше, чем другим работам ваятеля. Благодаря стараниям охотников за цветными металлами скульптура «Пушкинские шары», установленные на той же улице, где вскоре появится памятник Чехову, уже лишились однажды фигур Ленского и Татьяны. «Надеюсь, варварам мой Чехов окажется не по зубам, - говорит Анатолий Скнарин. - Все-таки скульптура высотой в два с половиной метра плюс метровый пьедестал из гранита - слишком серьезное препятствие даже для опытных расхитителей. К тому же я очень рассчитываю, что ростовские власти поспособствуют грамотной установке системы видеонаблюдения, чтобы памятник находился под постоянной охраной».
К слову, долгое время городские власти не могли определиться и с местом «прописки» памятника уроженцу Таганрога, который неоднократно бывал в Ростове, где есть по меньшей мере два места, связанных с именем Чехова. Это одно из первых каменных зданий в городе - дом Максимова на углу Семашко и Станиславского, где находилась лавка, в которой служил приказчиком отец Антона Чехова Павел Егорович. Второе памятное место - дом на пересечении Станиславского и Газетного, где писатель останавливался у своего гимназистского друга. Однако после долгих споров и обсуждений выбор пал на пересечение «самых литературных» улиц Ростова - Пушкинской и Чехова, на место, где до недавнего времени располагалась пивная палатка.
В недалеком будущем напротив бронзового изваяния Чехова собираются посадить небольшой вишневый сад. На место деловитого, но умеющего тонко чувствовать ситуацию, купца Лопахина пришли другие персонажи. Памятник создан лишь частично на средства Фонда культуры, а в основном - на деньги современных мамонтовых и морозовых - не чуждых прекрасному спонсоров и меценатов.
Но наиболее противоречивым моментом в истории создании памятника стала его предшественница - пивная палатка. Ее-то и пришлось снести, демонтировав при этом кирпичный забор, чтобы расчистить пространство для классика. «Сначала градостроительный совет Ростова рассматривал в качестве площадки для установки скульптуры место на другой стороне улицы, где располагается еще одно кафе, - сообщил председатель регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Александр Кожин. - Однако в этом случае пришлось бы не только убирать заведение, но и ликвидировать расположенные здесь зеленые насаждения. Поэтому мы отмели этот вариант и решив пожертвовать пивной».
Как отнесся бы к этому факту сам Антон Павлович, сказать трудно. Пиво в его творчестве упоминается, но без особого восторга. В повести «Дуэль» деятельный биолог фон Корен клеймит бесхребетного интеллигента Лаевского за то, что тот, приехав на Кавказ, научил местное население «пить пиво и играть в карты». А в ранней миниатюре Антоши Чехонте «Свидание хотя и состоялось, но…» влюбленный студент выпивает перед рандеву четыре бутылки этого хмельного напитка, теряет голову, несет полную чушь и безнадежно портит отношения с девушкой Сонечкой. На следующий день бедолага получает от нее прощальную записку: «Пиво пить приятнее, чем любить, а потому пейте пиво. Не хочу вам мешать». Заметим, это сказала в сердцах гимназистка, а не сам автор, совершенно не склонный к морализаторству.
Как бы то ни было, пивных в Ростове хватает, а вот памятник Чехову - первый Поэтому решение властей выглядит вполне логичным. Впрочем, председатель ВООПИиК смотрит в будущее и видит в нем новые перспективы - и для чеховедов, и для пиволюбов. «Место для памятника выбрано просто идеальное - открытый простор и великолепный обзор, - поделился соображениями Александр Кожин. - А пивнушка эта не стоила и доброго слова. Со временем, надеюсь, тут откроется цивильное кафе «У Чехова». И пиво здесь будет пить гораздо приятнее.
В любом случае хочется надеяться, что Антону Павловичу повезет больше, чем другим работам ваятеля. Благодаря стараниям охотников за цветными металлами скульптура «Пушкинские шары», установленные на той же улице, где вскоре появится памятник Чехову, уже лишились однажды фигур Ленского и Татьяны. «Надеюсь, варварам мой Чехов окажется не по зубам, - говорит Анатолий Скнарин. - Все-таки скульптура высотой в два с половиной метра плюс метровый пьедестал из гранита - слишком серьезное препятствие даже для опытных расхитителей. К тому же я очень рассчитываю, что ростовские власти поспособствуют грамотной установке системы видеонаблюдения, чтобы памятник находился под постоянной охраной».