Хетагуров и Херсон -2
Читать на сайте Вестник КавказаПродолжение материала о пребывании основоположника осетинской литературы в чудном городе в устье Днепра http://www.vestikavkaza.ru/articles/kultura/notes/14697.html.
Память об основоположнике осетинской литературы в Херсоне хранят. В местном литературном музее экспозиция Коста Хетагурова небогатая, но располагается на видном месте. На стенде размещены его фотография от 1895 года, фотография его возлюбленной Анны Цаликовой (можно только представить, какое у нее мнение о Херсоне сформировали письма Коста), поэтический сборник «Ирон фандыр» (он вышел в свет как раз в период херсонской ссылки Хетагурова), картина дома по улице Витовской кисти местного художника. Старший научный сотрудник музея Галина Мартынова рассказала мне, что в городе есть улица имени Коста. Также удалось узнать, что в советское время в Херсоне издавались сборники о его жизни, киевские кинематографисты сняли документальный фильм, местные краеведы публиковали газетные статьи. Словом, не забыли на Херсонщине осетина Хетагурова!
Тут-то мне на память и пришла недавняя владикавказская история, связанная с идей установки памятника литературным героям Ильи Ильфа и Евгения Петрова. После затянувшегося периода господства идеологических символов (будь-то памятники Ленину, Кирову, погибшему чекисту местного значения Семену Штыбу и др.) кому-то пришла в голову свежая мысль установить на центральной аллее Владикавказа памятник Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову. На мой взгляд, идея не была лишена и скрытого идеологического подтекста. Осетины как бы посылали Москве сигнал о своих духовных симпатиях, демонстрировали приверженность центру не в политике, а в более фундаментальной сфере – культуре. Серьезность взглядов доказывал выбор фигур несерьезных, но всенародно любимых – памятники политикам долго не стоят, а литературным персонажем смена власти и идеологий, как правило, не страшны. Владикавказская мэрия уже приняла решение в отношении увековечивания памяти о Бендере и Кисе. Установка скульптуры должна была состояться 25 июля 2007 года. Удачно выбрали место – напротив «Гранд-отеля», неподалеку от городского парка, за вход в который Остап в свое время так и не решился брать деньги с горожан. В целом к этой идее владикавказцы отнеслись положительно. Но в последний момент нашелся во Владикавказе некий ура-патриот:
- Как можно ставить памятники тому, кто ругал наш город! – бил они тревогу на страницах местной газеты. За ругань он принял, очевидно, следующий абзац из «Двенадцати стульев»: «Был четвертый час утра. Горные вершины осветились темно-розовым солнечным светом. Горы не понравились Остапу.
- Слишком много шику, - сказал он. - Дикая красота. Воображение идиота. Никчемная вещь…» И все!
Понять аргументацию ура-патриота довольно затруднительно, как, впрочем, и причину испуга городских властей, отказавшихся в итоге от воплощения оригинальной идеи. А как можно понять другого ура-патриота, ополчившегося на Максим Максимовича из «Героя нашего времени» за его взгляд на осетин:
«Преглупый народ! Поверите ли? Ничего не умеют, не способны ни к какому образованию! Уж, по крайней мере, наши кабардинцы или чеченцы хотя разбойники, голыши, зато отчаянные башки, а у этих и к оружию никакой охоты нет: порядочного кинжала ни на одном не увидишь. Уж подлинно осетины!» Досталось же Лермонтову в Осетии за этот абзац из повести «Бэла»!
Максим Максимович, Остап Бендер, Киса Воробьянинов… Возможно, ура-патриоты со временем подготовят более подробный список литературных персон, не желательных для упоминания на территории Владикавказа. Если бы подобной логике следовала интеллигенция Херсона, не избежал бы публичного осуждения и Коста Хетагуров за свои откровения в письмах Анне Цаликовой. А тут письма выставлены в музее, их ровным тоном комментируют экскурсоводы. И никто не требует после этого переименовать улицу Хетагурова, снять мемориальную табличку со здания бывшего «Гранд-отеля»…
- Но ведь Хетагуров незаслуженно поругал ваш город?! – задал я вопрос с нарочитым возмущением музейному работнику Галине Мартыновой.
- У каждого свой взгляд на все, - интеллигентно ответила музейный работник.
На Хетагурова в Херсоне не обиделись. Зато выдумали миф о его жизни и творчестве. В херсонской газете от 12 декабря 2005 года я прочитал: "Осетин Хетагуров был истинным патриотом своего народа и боролся поэтическим словом за независимость Осетии от ига России. Свое кредо Хетагуров изложил в стихотворной форме: "Я счастья не знал, но я готов свободу, которой я привык, как счастьем дорожить, отдать за шаг один, который бы народу я мог когда-нибудь к свободе приложить".
Конечно, это довольно искривленный взгляд на творчество Хетагурова. Стремление горцев-осетин к свободе в его стихах следует понимать как попытку избавления от нищеты, социальной и культурной отсталости. Политико-экономический уровень тогда еще немногочисленных осетин не позволял им задумываться о самостоятельном государстве, как, впрочем, и сегодня (признание в 2008 году Кремлем Южной Осетии в качестве независимой страны обсуждать мне сейчас не хочется). Но с другой стороны миф о «сепаратисте» Хетагурове стимулирует внимание современных "незалежных" украинских деятелей к "Леонардо да Винчи осетинского народа". Ради этого можно с мифом смириться. Чтобы помнили… А новые поколения придумают новые мифы.
Память об основоположнике осетинской литературы в Херсоне хранят. В местном литературном музее экспозиция Коста Хетагурова небогатая, но располагается на видном месте. На стенде размещены его фотография от 1895 года, фотография его возлюбленной Анны Цаликовой (можно только представить, какое у нее мнение о Херсоне сформировали письма Коста), поэтический сборник «Ирон фандыр» (он вышел в свет как раз в период херсонской ссылки Хетагурова), картина дома по улице Витовской кисти местного художника. Старший научный сотрудник музея Галина Мартынова рассказала мне, что в городе есть улица имени Коста. Также удалось узнать, что в советское время в Херсоне издавались сборники о его жизни, киевские кинематографисты сняли документальный фильм, местные краеведы публиковали газетные статьи. Словом, не забыли на Херсонщине осетина Хетагурова!
Тут-то мне на память и пришла недавняя владикавказская история, связанная с идей установки памятника литературным героям Ильи Ильфа и Евгения Петрова. После затянувшегося периода господства идеологических символов (будь-то памятники Ленину, Кирову, погибшему чекисту местного значения Семену Штыбу и др.) кому-то пришла в голову свежая мысль установить на центральной аллее Владикавказа памятник Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову. На мой взгляд, идея не была лишена и скрытого идеологического подтекста. Осетины как бы посылали Москве сигнал о своих духовных симпатиях, демонстрировали приверженность центру не в политике, а в более фундаментальной сфере – культуре. Серьезность взглядов доказывал выбор фигур несерьезных, но всенародно любимых – памятники политикам долго не стоят, а литературным персонажем смена власти и идеологий, как правило, не страшны. Владикавказская мэрия уже приняла решение в отношении увековечивания памяти о Бендере и Кисе. Установка скульптуры должна была состояться 25 июля 2007 года. Удачно выбрали место – напротив «Гранд-отеля», неподалеку от городского парка, за вход в который Остап в свое время так и не решился брать деньги с горожан. В целом к этой идее владикавказцы отнеслись положительно. Но в последний момент нашелся во Владикавказе некий ура-патриот:
- Как можно ставить памятники тому, кто ругал наш город! – бил они тревогу на страницах местной газеты. За ругань он принял, очевидно, следующий абзац из «Двенадцати стульев»: «Был четвертый час утра. Горные вершины осветились темно-розовым солнечным светом. Горы не понравились Остапу.
- Слишком много шику, - сказал он. - Дикая красота. Воображение идиота. Никчемная вещь…» И все!
Понять аргументацию ура-патриота довольно затруднительно, как, впрочем, и причину испуга городских властей, отказавшихся в итоге от воплощения оригинальной идеи. А как можно понять другого ура-патриота, ополчившегося на Максим Максимовича из «Героя нашего времени» за его взгляд на осетин:
«Преглупый народ! Поверите ли? Ничего не умеют, не способны ни к какому образованию! Уж, по крайней мере, наши кабардинцы или чеченцы хотя разбойники, голыши, зато отчаянные башки, а у этих и к оружию никакой охоты нет: порядочного кинжала ни на одном не увидишь. Уж подлинно осетины!» Досталось же Лермонтову в Осетии за этот абзац из повести «Бэла»!
Максим Максимович, Остап Бендер, Киса Воробьянинов… Возможно, ура-патриоты со временем подготовят более подробный список литературных персон, не желательных для упоминания на территории Владикавказа. Если бы подобной логике следовала интеллигенция Херсона, не избежал бы публичного осуждения и Коста Хетагуров за свои откровения в письмах Анне Цаликовой. А тут письма выставлены в музее, их ровным тоном комментируют экскурсоводы. И никто не требует после этого переименовать улицу Хетагурова, снять мемориальную табличку со здания бывшего «Гранд-отеля»…
- Но ведь Хетагуров незаслуженно поругал ваш город?! – задал я вопрос с нарочитым возмущением музейному работнику Галине Мартыновой.
- У каждого свой взгляд на все, - интеллигентно ответила музейный работник.
На Хетагурова в Херсоне не обиделись. Зато выдумали миф о его жизни и творчестве. В херсонской газете от 12 декабря 2005 года я прочитал: "Осетин Хетагуров был истинным патриотом своего народа и боролся поэтическим словом за независимость Осетии от ига России. Свое кредо Хетагуров изложил в стихотворной форме: "Я счастья не знал, но я готов свободу, которой я привык, как счастьем дорожить, отдать за шаг один, который бы народу я мог когда-нибудь к свободе приложить".
Конечно, это довольно искривленный взгляд на творчество Хетагурова. Стремление горцев-осетин к свободе в его стихах следует понимать как попытку избавления от нищеты, социальной и культурной отсталости. Политико-экономический уровень тогда еще немногочисленных осетин не позволял им задумываться о самостоятельном государстве, как, впрочем, и сегодня (признание в 2008 году Кремлем Южной Осетии в качестве независимой страны обсуждать мне сейчас не хочется). Но с другой стороны миф о «сепаратисте» Хетагурове стимулирует внимание современных "незалежных" украинских деятелей к "Леонардо да Винчи осетинского народа". Ради этого можно с мифом смириться. Чтобы помнили… А новые поколения придумают новые мифы.