Бакинец Петр Сердюков: "Российские молодые оружейники представят в ближайшем будущем достойные образцы"

Читать на сайте Вестник Кавказа

В декабре выдающийся конструктор Петр Сердюков, совершивший революцию в проектировании российских пистолетов, отмечает 70-летний юбилей. С 1969 года конструктор работает в «Центральном научно-исследовательском институте точного машиностроения» (ныне АО «ЦНИИТОЧМАШ», входит в госкорпорацию «Ростех»), но судьба Сердюкова тесно связана с Кавказом – он родился в Баку, жил в Армении, на Северном Кавказе. И хотя первые образцы оружия, над которыми работал конструктор, были приняты на вооружение еще в 1970-1980-х, его имя в названии впервые появилось только в 2003 году. Сегодня в копилке Сердюкова более десяти образцов оружия и специальных технических средств, принятых на вооружение силовыми структурами, среди которых «Винторез» и «Вектор», более известный как «Гюрза».

- Петр Иванович, вы уроженец Кавказа?
- Я родился в Баку. Отец служил в Закавказском округе. Из Баку мы переехали в Кировабад, потом в Кировакан (ныне Вандзор – третий по величине город Армении).   Отец был военнослужащий - куда его забросят, там он и находился. Его по всему Северному Кавказу гоняли. В Армении отец закончил службу. Затем мы обосновались в Ставрополе.

- Как у вас возникла идея конструировать оружие?
- Это случилось из-за моего плохого знания английского языка. В 1963 году я поступал в институт, а тогда требовалась обязательная сдача экзамена по иностранному языку. Товарищ подсказал, что есть институт, в котором плюют на иностранный язык, лишь бы сдал математику и физику – Физтех в Долгопрудном. Туда я баллов не добрал, но представитель из Тулы с этими результатами забрал меня в Тульский политехнический институт. Так я и стал оружейником.

- Одним из главных ваших достижений считают работу над пистолетным комплексом «Гюрза»…
- Изделий под названием «Гюрза» нет, оно не фигурирует ни в каких документах. Название осталось от предыдущего директора, грузина Хиникадзе, который скончался несколько лет назад. (Александр Валерьянович Хиникадзе руководил  ЦНИИТОЧМАШ с 1992 по 2000 годы. В сложных условиях того периода, оружейникам удалось продолжить работы по созданию новейших образцов вооружения, организовать производство новых  видов  военной и гражданской продукции, выйти на мировой оружейный рынок, - прим. ред). Пришла заявка сделать пистолет для Йемена, Хиникадзе и придумал для него такое название. В службах безопасности эти пистолеты разрабатывались под шифром «Вектор». Сейчас они идут для служб безопасности как СР-1М, а для армии как Самозарядный пистолет Сердюкова, индекс – 6П53. Названия «Гюрза» нет, но оно почему-то все время   упоминается. Даже как-то пришел официальный документ из МВД, где слово «Гюрза» было упомянуто в списке образцов, принятых на вооружение.

- Этот пистолет чаще используют в арсенале спецслужб?
- Да, но и для армии тоже идут закупки, хотя небольшие в настоящее время – оружейные заводы практически не делают оружия для армии.

- При создании пистолета какие-то принципы были взяты из других типов пистолетов?
- Нет. Единственное, был использован тип запирания - подвижная личинка. А остальное все городилось на свой вкус, но так, чтобы не было никаких посторонних предметов снаружи, вроде предохранителей, затворной задержки, которые надо выключать. Все происходило автоматически: взял в руку образец - и он уже готов к стрельбе; нажимаешь на спусковой крючок - и пистолет стреляет; отпустил - включаются два предохранителя. Когда заканчиваются патроны, затвор останавливается в заднем положении на затворной задержке. Если при этом произвести замену пустого магазина на снаряженный патронами магазин, то произойдет автоматическое заряжание пистолета. СПС получился более мощный, чем кольт по останавливающему и пробивному действию. Он может пробивать бронежилеты второго уровня защиты.

 - Сколько времени это у вас заняло?
- Год с небольшим, но постоянно что-то совершенствовалось, добавлялось. Постоянно идут его улучшения.

- Какие принципы вы ставите в основу при разработке конструкций?
- Чтобы было удобно пользоваться. Человек в стрессовой ситуации теряется. Нужно, чтобы он не думал, что надо нажимать на ту или  иную клавишу, а просто брал пистолет в руку и стрелял.

- Какой западный образец кажется вам наиболее совершенным?
- Понимаете, все относительно. Сейчас распространен «Глок», у которого только один предохранитель, но все равно имеется затворная задержка. На ближних дистанциях он нормально работает, но для стрельбы на большие дистанции у него не очень хороший спуск. То есть попасть из него на большом расстоянии тяжело. А мы в своем образце предусмотрели очень мягкий, плавный спуск.

- Кто в будущем сможет достойно представлять отечественную школу конструкторов стрелкового оружия?

- Уже на сегодняшний день, благодаря опыту советской школы создан серьезный задел, позволяющий  молодым оружейникам АО «ЦНИИТОЧМАШ» представить в ближайшем будущем новые образцы, которыми будут гордиться последующие поколения.

- Какое оружие, которое вы сделали, считаете самым любимым?

- Средство убийства любимым язык не поворачивается назвать.

- Разделяете ли вы точку зрения о том, что все, что можно было бы изобрести в сфере стрелкового оружия, уже изобретено?
- В любом случае процесс на месте не стоит. Кто-то что-то модернизирует, какими-то путями решают те или иные проблемы. Пока то, что имеет в чем-то преимущество, теряет в чем-то другом. Вот над этим и можно работать.