Ильхам Алиев отправится в Китай с официальным визитом

Читать на сайте Вестник Кавказа

Президент Азербайджана Ильхам Алиев прибудет сегодня с официальным визитом в Китай, сообщил официальный представитель МИД КНР Лу Кан.  

"По приглашению председателя КНР Си Цзиньпина президент Азербайджана Ильхам Алиев с 8 по 11 декабря будет находиться с официальным визитом в Китае", - цитирует его АПА.

Бывший заместитель министра экономики Азербайджана, эксперт по экономическим вопросам Октай Ахвердиев в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" отметил, что сотрудничество между двумя государствами активно развивается. "Насколько мне известно, мы недавно построили новый морской порт. У нас сдали его первую очередь, в середине следующего года сдадут вторую, после чего у нас на Каспии будет самый большой морской порт. Уже из Китая два состава добрались по железной дороге до Казахстана, оттуда на пароме - в Баку, откуда уже направились в Европу. То есть мы начали восстановление "Шелкового пути". В основном, в ходе визита будет рассматриваться вопрос о том, как развивать это сотрудничество", - сказал он.

"Кроме того, мы являемся одним из учредителей, правда, с очень малой долей, но одним из учредителей Банка инфраструктурных инвестиций с капиталом в $50 млрд. И наше участие в этом проекте, видимо, будет конкретизироваться и будет подписано. То есть это чисто инвестиционный союз, с помощью которого будут привлекаться в Азербайджан иностранные инвестиции. По моему мнению, эти вопросы, могут быть и другие вопросы, связанные с безопасностью, и так далее, но основными будут вот эти", - добавил эксперт.

Однако этим двустороннее сотрудничество не ограничивается. "Мы, например, купили ценные бумаги Китая. Кроме того, в последние годы у нас в стране появились китайские граждане, которые занимаются бизнесом, инвестируют в нашу экономику. Но это пока еще в не очень больших размерах, но, по крайней мере, они начали этот процесс. И мы заинтересованы в этом, потому что Китай - вторая экономика в мире. Их технологии и вообще их структура управления очень интересны. То есть у Китая большая перспектива. Но в основном мы как бы являемся связующим звеном Дальнего Востока с Европой. Кратчайший путь  лежит через Азербайджан. Специалисты уже посчитали, что при транспортировке по его территории торговцы примерно на 10 дней выигрывают", - поведал Октай Ахвердиев.

В свою очередь, политолог Ровшан Ибрагимов выразил мнение, что "в принципе встреча на высшем уровне уже давно назревала, учитывая то, что Азербайджан как альтернативу энергетическому сектору рассматривает возможность развития транспортного коридора в двух направлениях - это "Север-Юг", "Запад-Восток". "Республика создает необходимую для этого инфраструктуру. В начале следующего года вступит в строй железнодорожный путь Баку-Тбилиси-Карс. И в данном случае это совпадает с интересами Китая, который весьма активно развивает инфраструктуру в Центрально-Азиатском регионе в соответствии с его евразийским проектом "одна дорога - один поезд". В соответствии с этим создается разная транспортная инфраструктура. Она включает и трубопроводы, и магистральные дороги, и железные пути", - отметил он.

"В данном случае я могу сказать, что по сравнению с центральноазиатскими странами, куда Китай вкладывает довольно большие инвестиции, развивает двусторонние отношения, Азербайджан в этом отношении находится в тени. И думаю, что все-таки обе стороны будут рассматривать точки соприкосновения, чтобы совпали интересы Китая в вопросе развития транспортной инфраструктуры. Южный Кавказ является логическим продолжением для китайского инфраструктурного пояса, и здесь  Азербайджан может предложить необходимую инфраструктуру. Китай также заинтересован, о чем уже неоднократно заявляло, в свою очередь, китайское правительство, в том, чтобы использовать транспортные пути через Азербайджан, в частности, использовать железную дорогу Баку-Тбилиси-Карс, для транспортировки китайских товаров. На начальном этапе это может достигнуть от 5 до 15 млн т", - добавил эксперт.

"Я думаю, что этот вопрос обе стороны будут весьма активно рассматривать. С одной стороны, для Китая это - увеличение транспортного оборота товаров через Южный Кавказ, воротами которого является Азербайджан, который, в свою очередь, будет заинтересован привлечь эту товарную транспортировку через свою территорию. Конечно, между странами могут быть интересы иного характера. Это и сотрудничество в военной сфере, энергетической сфере и в других сферах", - отметил он.

Политолог напомнил, что Китай предпочитает выстраивать отношения со своими партнерами в двустороннем формате. "И это Азербайджан весьма устраивает, потому что он тоже предпочитает  развивать свои отношения как со странами, так и с определенными организациями в двустороннем формате. И если это сотрудничество отвечает национальным интересам стран, а также взаимовыгодно, то Азербайджан всегда открыт и желает участвовать в такого рода проектах", - резюмировал Ровшан Ибрагимов.