Как скажутся санкции против Турции на продуктовых ценах?

Читать на сайте Вестник Кавказа

Пока правительство России утверждает точный перечень продуктов, запрещенных к ввозу из Турции, во исполнение указа, подписанного президентом Владимиром Путиным в прошедшую субботу, в Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службе уже сообщили, что цены на продовольствие после введения антитурецких санкций вырастут незначительно.

Так, замглавы МЭР Олег Фомичев подчеркнул, что вопрос в темпах замещения турецких товаров. "Если не удастся быстро заместить то продовольствие, которое поставляется, вероятность повышения цен есть, хотя и минимальная", - сказал Фомичев, напомнив, что Турция является пятым торгово-экономическим партнером России, причем значительная часть турецкого экспорта в РФ составляют именно продукты питания.

С ним согласен глава ФАС Игорь Артемьев. "Я думаю, что не будет большого роста ни в коем случае, потому что речь идет об относительно небольших объемах, которые должны быть легко замещены на сопредельные государства - из того же Азербайджана, Армении, из других стран ЕАЭС", - ожидает Артемьев. По его оценке, сейчас российским предпринимателям быстрее удастся найти альтернативных поставщиков, так как у них уже имеется опыт после введения санкций против Европы.

Помощник главы Россельхознадзора Алексей Алексеенко в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" в первую очередь обратил внимание, что на ценах перед Новым годом эти санкции не должны отразиться. "Во-первых, уже были достаточно большие поставки, очень много продукции уже завезено в Россию. Кроме того, здесь очень много других стран, которые хотят использовать эту нишу, продавать свою продукцию. Иран, например, или Армения откровенно воспринимают эти санкции как возможность. И Латинская Америка, и Юго-Восточная Азия, и Китай готовы увеличить поставки", - сообщил он.

Отдельно он отметил азербайджанские возможности. "Азербайджан очень заинтересован в наращивании поставок, а также рассчитывает на увеличение перевозок иранской продукции, ведь это заработки на таможенных тарифах, взимаемых с бизнесменов. Мы надеемся, что из Азербайджана возрастут прямые поставки. Это все достаточно легко организовать", - уверен Алексеенко.

По его словам, не исчерпаны и внутренние возможности. "У нас есть свое производство, особенно на Северном Кавказе, на Ставрополье, на Кубани, в Ростовской и Волгоградской областях. Удара по ценам и по нашим интересам не будет. Хотя, конечно, очень жаль, что мы потратили долгие годы для того, чтобы создавать систему безопасных поставок из Турции, и жаль, что все это стало жертвой неправильного решения руководства Турции", - констатировал помощник главы Россельхознадзора.

Мнения экспертов при этом разошлись. Так, академик РАН, член ученого совета РАНХиГС, доктор экономических наук Эльмира Крылатых также не ожидает заметного роста цен на продукты. Эксперт напомнила, что турецкая продукция имеет хождение не во всей России. "Там, где ее удельный вес был чувствительным, это, конечно же, приведет к некоторому повышению цен. Но говорить, что это трагедия, мне кажется, не стоит - не те размеры и не та продукция. Замещение возможно даже сейчас, продукты могут заменить страны постсоветского пространства, часть овощей способны поставить Бразилия и Аргентина. Поэтому, я думаю, наше правительство принимает правильное решение", - считает она.

В целом Эльмира Крылатых не прогнозирует потрясений для российских потребителей. "Министерство сельского хозяйства подключилось к выработке перечня санкционных продуктов, в Кабмине должны в ближайшие дни определить, какие именно продукты будут запрещены, в каком объеме и в какие сроки будет действовать запрет. В целом, у меня такое ощущение, что здесь нет каких-либо серьезных угроз и опасностей для нашего продовольственного рынка", - заключила академик РАН, член ученого совета РАНХиГС.

Главный научный сотрудник Центра агропродовольственной политики ИПЭИ РАНХиГС Василий Узун, в свою очередь, подчеркнул, что по ряду направлений со снабжением россиян возможны проблемы. "Мясо и прочие продукты, кроме овощей и фруктов, даже при полном запрете никакого существенного влияния иметь не будут, так как доля Турции там очень маленькая. Проблемы могут быть только с овощами и фруктами. Бананы, цитрусовые, помидоры, огурцы - это основные продукты, которые Россия завозит из Турции в массовом масштабе. Надеюсь, что к Новому Году сюрпризов не будет", - отметил он.

Узун обратил внимание на тот факт, что турецкие поставки являются самыми дешевыми для России. "Дешевле нам взять негде, то есть переход на продукцию других стран будет связан с каким-либо повышением цен. Я думаю, что постепенно найдется замена, и сделать это было бы тем проще, чем медленнее будут вводиться санкции. Напомню, что зимние овощи и цитрусовые -не те позиции, по которым легко найти замену, по крайней мере, сделать это быстро. Марокко могло бы заменить по фруктам, например, по бананам, но, опять же, мы завозили из Турции относительно дешевых бананов обычно на $1 млрд, это большие объемы, заменить которые - большая проблема", - предупредил эксперт.

Также, по его оценке, запрет на турецкое продовольствие ожидает судьба запрета на европейское. "Бизнес вновь найдет окольные пути и начнет завозить турецкие продукты через другие страны. Правда, они будут уже дороже, однако, если начнутся сбои в снабжении, даже при повышенных ценах начнут завозить их окольными путями. На овощах же нет этикетки, по которой можно узнать, чье это. Это сложно контролируемый процесс, сложнее, чем мясо и молочные продукты. Поэтому завоз через третьи страны, скорее всего, будет иметь место", - ожидает главный научный сотрудник Центра агропродовольственной политики ИПЭИ РАНХиГС.