Карасова: Израиль с пониманием относится к действиям РФ в Сирии
Читать на сайте Вестник КавказаИзраиль с пониманием относится к действиям России на территории Сирии. Об этом сегодня в эксклюзивном интервью "Вестнику Кавказа" заявила заведующая отделом изучения Израиля и еврейских общин Института востоковедения РАН Татьяна Карасова, добавив, что сам Тель-Авив при этом по-прежнему продолжает соблюдать нейтралитет.
"До недавнего времени Израиль предпочитал не вмешиваться в любые события, происходившие за пределами страны на Ближнем Востоке. Однако эта идея не оправдалась. Если предыдущие десятилетия, несмотря на все разногласия с Голланами, граница между Сирией и Израилем была самой спокойной, то теперь с сирийской стороны на ней стоят радикальные исламистские группировки. Некоторое время Израиль поддерживал определенный баланс с теми, кого считал умеренной оппозицией. Тель-Авив даже лечил их представителей, получавших ранения, поскольку в ответ были даны какие-то гарантии сохранения безопасности границ. Сейчас этого нет", - сказала она.
По словам эксперта, Израиль продолжает выступать против режима президента Сирии Башара Асада, поскольку он наряду с Ираном и "Хезболлой" является одним из звеньев так называемой проиранской оси, однако отношение к сирийскому лидеру сейчас изменилось. "Потому что одно дело, когда диалог идет с легитимным правителем, который защищает интересы своего народа и государства, и совсем другое - разбираться с хаосом, когда все воюют против всех, и где победным маршем пока идут боевики "Исламского государства", - отметила заведующая отделом изучения Израиля и еврейских общин Института востоковедения РАН.
"Именно поэтому Израиль, продолжая оставаться более-менее нейтральным, с пониманием относится к действиям России на территории Сирии. Более того, во время визита израильского премьера Биньямина Нетаньяху в Москву, где он встречался со своим коллегой Дмитрием Медведевым и президентом Владимиром Путиным, были решены некоторые важнейшие тактические вопросы, в том числе координация сил в воздухе. Кроме того, стороны пришли к пониманию того, что сейчас происходит в Сирии и что будет вследствие этих действий. Это очень важно, потому что на данный момент самой большой опасностью для Израиля является та непредсказуемость и хаотичность событий, которые происходят на Ближнем Востоке", - пояснила Татьяна Карасова.
При этом она обратила внимание на то, что Израиль готов к этой угрозе - в частности, в стране была пересмотрена концепция безопасности. "Если раньше главными врагами Израиля были Иран, ХАМАС, "Хезболла" и палестинские группировки, то теперь расклад совсем другой. Тель-Авив опасается - это на уровне генетических страхов - что весь арабский мир пойдет на маленький Израиль, и нужно будет бороться за свою безопасность по всему периметру границ. Именно по этой причине в полную боевую готовность приведена вся армейская система страны. Террористические атаки в Израиле не прекращаются. Сейчас они идут не только со стороны ХАМАС, активизировались также радикальные элементы внутри самого государства. Для Израиля это не только внутренняя и внешняя войны, это лихорадочный поиск путей интегрирования в Ближний Восток. Тель-Авив пытается перестать быть изгоем, стараясь поддерживать силы, которые могут противостоять тому, что творится на Ближнем Востоке. И в этом смысле Израиль однозначно дал понять, что в том случае, если радикалы ИГ попытаются свергнуть суверенное правительство Иордании, он будет выступать на ее стороне", - сообщила эксперт.
Кроме того, она рассказала о том, с какими еще государствами арабского мира, помимо Иордании, Израилю удалось наладить отношения. "Это, конечно же, Египет, который играет очень большую роль в борьбе против радикальных группировок у себя на Синае, делая это в теснейшей координации с Израилем. Египетские власти, которые сейчас ведут войну с радикализмом внутри своей страны, прекрасно осознают эту опасность, почти так же сильно, как и Израиль. Страны вырабатывают общие установки, как это можно сделать совместно. Кроме того, сейчас на Ближнем Востоке самая актуальная идея альянсов, то есть кто, с кем и против кого дружит. В настоящее время идет попытка сближения интересов с Саудовской Аравией на почве антииранизма. Помимо этого, вполне возможно какое-то сближение с Ираном: во всяком случае, в Израиле внимательно следят за иранскими намерениями бороться с ИГ. Существует надежда на то, что появятся новые тактические, временные альянсы, которые будут бороться за стабилизацию в регионе", - считает заведующая отделом изучения Израиля и еврейских общин Института востоковедения РАН.
Также ученый заметила, что Израиль очень внимательно следит за тем, что происходит на Южном Кавказе. "Во-первых, Тель-Авив не может оставаться равнодушным к тому, что там есть радикальная молодежь, которая воюет на стороне ИГ, пусть ее и немного. Во-вторых, Израиль очень серьезно относится к возможности сближения с Азербайджаном и Арменией. Речь идет не только об энергоресурсах. Это вопрос понимания общих задач, которые могут быть решены в альянсе с этими государствами. Израильские власти понимают, что Южный Кавказ сейчас не такой, каким он был 10 лет назад. Та модель, которая развивается сейчас в этом регионе, может содействовать стабилизации всего региона", - резюмировала Татьяна Карасова.