РСМД и Валдайский клуб рассказали об "Исламском государстве"
Читать на сайте Вестник КавказаСегодня в Москве прошла презентация аналитической записки ""Исламское государство": альтернативная государственность?". Этот документ был подготовлен совместными усилиями Российского совета по международным делам и Валдайского клуба. В нем российские востоковеды и эксперты-международники обобщили все имеющиеся на сегодняшний день сведения об этом явлении, что позволит выработать эффективные методы борьбы с ним.
Как отметил, открывая мероприятие, научный директор Международного дискуссионного клуба "Валдай", главный редактор журнала "Россия в глобальной политике", председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике, член РСМД Федор Лукьянов, в настоящее время "на Ближнем Востоке явно происходит что-то такое, что будет иметь большие последствия, которые специалисты только начинают осознавать".
Руководитель Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, эксперт РСМД Василий Кузнецов подчеркнул, что сейчас "очень важно попытаться понять что такое "Исламское государство" или что это было, была ли это попытка создания альтернативной государственности или просто результат хаоса". "Национальные государства на Востоке сегодня переживают кризис. Либо он будет преодолен, либо наступит полное отсутствие любой государственности, какой бы то ни было. Есть третий вариант - альтернативная государственности. На протяжении последнего века на Ближнем Востоке несколько раз предлагалась такая модель, но она никогда не выходила за рамки теории", - сказал он.
"В связи с "Исламским государством" существуют две основные проблемы. Это проблема интерпретации того, что они предлагают. Было бы логично выделить основные теории, вокруг которых оно строится. Теории, на которой они строятся, характерны для арабского мира. Например, почему умма - это не нация. Проблема заключается в том, что, как бы красиво и поэтически все эти построения идеологов ни звучали, в реальности они сталкиваются с частично модернизированными обществами. Вторая проблема - фрагментация общества. По мере модернизации этот процесс усиливается. Возникло огромное количество диссонансов между традицией и современностью и так далее", - добавил эксперт.
Еще одной проблемой является несбалансированность институтов. "Симпатизировавший мне человек оттуда сказал, что там он может обрести свободу и справедливость. Как представляется, такое обретение свободы и справедливости возможно на период экспансии и войны, когда государство как таковое не нужно. А когда война закончится, предположим, оно будет существовать, этой структуре придется осуществлять функции государства. Других инструментов нет, они не существуют. И тем не менее, несмотря на это, она воспринимается частью жителей региона как аутентичная модель", - считает Кузнецов.
При этом он пояснил, что сказанное в первую очередь относится к суннитским странам. В связи с этим встает вопрос о реализуемости иранской модели, но без шиитизации. По мнению востоковеда, в развитии этого процесса может сыграть большую роль богатый опыт персидской государственности.
"В последнее время наметилось два подхода к решению проблемы ИГИЛ - российский и западный. Наверное, надо для начала странам, озабоченным судьбой региона, подумать, как удержать государства, которые хоть как-то контролируют обстановку", - предположил эксперт.
"Насколько мне известно, главная основа существования этой группировки - эффективность ИГИЛ в социально-экономической жизни населения. Это более эффективно, чем полный хаос и безвластие. Поэтому население поддерживает жесткую власть, и скорее не готово ему сопротивляться", - считает он.
Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин отметил, что "доклад не только рассказывает нам об интересных вопросах, но и выдвигает новые".
В своем выступлении он напомнил об иранском опыте государственного строительства. "Есть такое государство, которое существует 30 лет. Оно существует на основе теоретических разработок аятоллы Хомейни. Будучи человеком, который отрицал вообще понятие нации, он строил исламское государство, которое в перспективе должно было обеспечить единство всех мусульман. Эта шиитская основа - ядро, которое должно было стать примером строительства для других исламских регионов. Опыт государственного строительства в Иране стал показательным в мусульманском мире. Оно совершенно отличается по структуре от многих исламских стран, но исламская суть его остается", - сказал он.
В свою очередь старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Борис Долгов выразил мнение, что "теоретическая основа государственности ИГ не нова". "В Алжире была попытка строительства исламского государства в 90-х годах. Его лидеры выработали программу из двух десятков пунктов, и только вмешательство армии прервало его реализацию. Были попытки и в Судане. Естественно, что эта идея утопична. Но она привлекательна для многих государств, где нет социально-экономических проблем", - отметил востоковед.
"Сейчас ИГИЛ пытается реализовать подобный проект. ИГИЛ - это структура, которая пытается играть на социальной карте. Но, в первую очередь, это рукотворная структура. Когда оно набрало такую силу, что перестало быть манипулируемой структурой, начались попытки борьбы с ней. Да и то со стороны НАТО это дымовая завеса. Я недавно был в Сирии, там это известно. Самолеты коалиции там сбрасывают оружие исламистам, чтобы их руками убрать неугодный режим. Однако сирийская оппозиция упустила момент, когда можно было найти общие позиции для создания общего фронта. Судьба Сирии решается на поле боя", - уверен он.
"Да, ИГИЛ как идея достаточно привлекательна, но я бы поостерегся ее идеализации. Сейчас ИГИЛ воспринимается в основном через призму преступлений, которые оно совершает", - считает Долгов.
По его мнению, это явление порождено кризисом государства, который на Ближнем Востоке во многом связан с внешним вмешательством.