Джулиан Шустер о высшем образовании в США
Читать на сайте Вестник КавказаАмериканский Вебстерский университет – старейшее частное высшее учебное заведение, основанное в штате Миссури в 1915 году. Сейчас международные кампусы университета открыты в Лондоне, Лейдене, Вене, Женеве, Таиланде и Шанхае. Университет готовит социологов, бизнесменов, менеджеров, а также специалистов информационных технологий и средств связи. Об обучении в Вебстерском университете рассказывает его ректор, первый вице-президент и исполнительный директор, доктор Джулиан Шустер.
- В чем основное отличие государственного и частного образования помимо платы за обучение?
- Главное отличие заключается в том, что государственные вузы испытывают на себе влияние властей штата, в котором они находятся. Штат осуществляет поддержку школ. Школы получают деньги от властей штата и муниципальных властей непосредственно из бюджета штата. Частные институты такой поддержки не получают. То есть главное отличие - степень независимости. Частные вузы гораздо более независимы в формировании и выполнении своих миссий, чем государственные институты. Государственные школы и университеты зависят от законодательного органа штата, который может не только назначать весь руководящий состав, но также контролировать их деятельность, распространять свое влияние на состав учащихся, то есть решать, кого и как они будут обучать.
Еще одна особенность заключается в том, что независимые вузы, к котором относится и наш университет, гораздо меньше по сравнению с государственными. Находясь в составе такого гиганта как система государственного образования, университет может иметь 20, 30, 40, 50 тысяч студентов, в то время как небольшие частные вузы только тысячу, две, три, пять тысяч студентов. Это тот случай, когда размер имеет значение, и особенно это касается количества студентов на группах. Например, в некоторых государственных вузах количество обучающихся в одной группе может достигать сотни человек. В частных, независимых вузах такого не бывает. Здесь всегда индивидуальные программы и маленькие группы, что позволяет получать уникальный опыт при обучении.
В небольших частных вузах количество студентов на занятиях не превышает 20 человек. Это позволяет преподавателю находить индивидуальный подход к каждому студенту, что очень важно в процессе обучения. Передача знаний очень индивидуализирована и конкретна. Мне кажется, нельзя ожидать, что на занятии, на котором присутствуют пятьсот студентов, каждый из них впитает все, что говорит преподаватель. С другой стороны, в маленькой группе можно использовать индивидуальный подход, когда преподаватель просто больше времени посвящает каждому из студентов. Время и личная коммуникация необходимы для получения знаний.
Таким образом, мне кажется, что независимые, частные вузы являются более эффективными по сравнению с большими государственными университетами, с точки зрения большей гибкости в выполнении своих миссий, большей гибкости в индивидуальном подходе к студентам.
- Что вы можете ответить критикам, которые утверждают, что образование должно быть бесплатным? Сегодня многие политики продвигают эту идею (некоторые для достижения политических целей), приводя в качестве аргумента огромные задолженности по кредитам на обучение.
- Существует огромная разница между коммерческими и частными вузами. Большие задолженности по кредитам на обучение появились из-за появления коммерческих вузов. Я не буду называть конкретные, но вы легко найдете их названия в интернете. Коммерческие вузы создают удобные способы получения высшего образования для нестандартных студентов. Тем не менее, несмотря на многочисленные истории успеха, эти дипломы не всегда ведут к получению хорошей работы или более высокого дохода. А если ты не получаешь высокий доход после окончания вуза, проблема усугубляется. Поэтому во многом задолженности по кредитам на образование накапливаются из-за появления таких вузов.
Существует еще одна, неявная проблема. Самый быстрый рост цен за последние 10-15 лет произошел в системе государственного, а не частного образования. Стоимость обучения в государственных вузах выросла гораздо больше, чем в частных. По сути, цены на обучение выросли гораздо выше, чем любые другие цены в США: цены на нефть, цены на электричество, цены на продукты питания. Бесспорно, это также повлияло на рост задолженности по кредитам на обучение.
Ключевой момент – это то, что получить диплом не является самоцелью для получающего образование. Цель образования – получить навыки и компетенцию, а самое главное – получить знания. А получить знания, значит научиться понимать мир вокруг себя. Думать, что если ты получаешь что-то бесплатно, значит, у тебя будет возможность распространять знания среди большего количество людей, на мой взгляд, немного утопично. Получение образования связано с ростом издержек, что часто не зависит от университетов и колледжей. Издержки приходится взыскивать напрямую (через плату за обучение) или косвенно (через получение бюджетных средств) или, используя и то, и другое. В любом случае, если мы не будем брать деньги за обучение, кто-то (налогоплательщики) должен платить по счетам. Образование, исходя из того, как оно сформировано на настоящий момент, должно быть платным, а не бесплатным.
Таким образом, главный вопрос: кто должен платить? Это основополагающий вопрос, и мы должны его решать. Кроме того, очень важно подчеркнуть, что мы не делаем вывод, что частное образование лучше государственного. Это не обязательно так. Во многих странах мира, например, в Восточной Европе или бывших советских республиках есть множество частных вузов. Они не являются проводниками индивидуального подхода в образовании и распространении знаний, но они представляют собой очень успешный бизнес. Владельцы этих вузов получают доход, не предоставляя людям образование более высокого качества. Нужно очень четко различать эти явления. Вопрос не в том «частное или государственное». Вопрос в том, что мы должны создать более эффективную систему образования, где вместо «или-или» у людей будет больше возможностей сделать выбор.
- Что такие вузы как Вебстерский университет делают для того, чтобы помочь талантливым студентам из семей с низким уровнем дохода?
- Вебстерский университет известен как вуз, в котором обучается беспрецедентное количество студентов первого поколения (это люди, чьи родители не имеют высшего образования). Кроме того, у нас много студентов из семей, которые нельзя назвать обеспеченными, потребность которых в скидках на обучение или получении стипендии гораздо выше. Мы выстраиваем наш бюджет таким образом, чтобы талантливые студенты из небогатых семей получали больше стипендий.
Другим важным аспектом деятельности Вебстерского университета является то, что мы международный университет, мы пытаемся предоставить нашим студентам возможность получить международный опыт. Мы обеспечиваем мобильность наших студентов, оплачивая авиабилеты для тех, кто решил обучаться в одном из наших зарубежных филиалов. Таким образом, мы помогаем студентам приобрести навыки, которые позволят им найти работу быстрее, стать более компетентными сотрудниками, испытывать меньше финансовых проблем после окончания обучения, то есть быть более успешными как в карьере, так и в личной жизни.
- Вебстерский университет знаменит своими обширными международными программами, у вас есть филиалы в нескольких странах. Расскажите поподробнее о них. Сколько еще университетов в США предлагают подобные программы? Как это помогает студентам узнавать о разных мировых культурах?
- Это главная черта Вебстерского университета. В США нет ни одного государственного или частного вуза, у которого была бы такая обширная и надежная система зарубежных филиалов, как у Вебстерского университета. У нас есть полноценные кампусы в Нидерландах, Австрии, Швейцарии, мы проводим обучение в Гане и Таиланде, мы сотрудничаем с Китаем, а недавно мы открыли один филиал в Афинах, в Греции. Мы надеемся, что он прекрасно дополнит нашу систему зарубежных филиалов.
Благодаря тому, что мы можем позиционировать себя как вуз, у которого есть то, чего нет ни у кого другого, мы можем выполнять свою миссию и следовать своему видению, которое заключается в том, чтобы обучать и готовить студентов к жизни в глобальном обществе и проявлению индивидуального мастерства. А эти две вещи немыслимы одна без другой. В сегодняшнем мире каждый университет пишет на своем сайте о глобализме. Однако некоторые вузы подразумевают под глобализмом изучение иностранных языков. Для нас глобализм – это предоставление студентам возможности путешествовать из Вены в Нидерланды, в Таиланд, Китай, Гану, учиться адаптироваться и учиться у других культур. Предоставлять им возможность узнавать о бизнесе, сообществах других стран. Мы учим их быть более приспосабливающимися и успешными в карьере после окончания университета.
Поэтому для нас основополагающим является то, что наши студенты получают полный доступ к нашим зарубежным филиалам. Идея глобализма присутствует во всех наших программах. Не только студенты, изучающие международные отношения, вовлечены в международные дела. Благодаря нашей программе глобального общества (это наша основная образовательная программа) каждый наш студент вовлечен в международную деятельность; а когда теория на занятиях сопряжена с практикой в наших зарубежных филиалах, студенты узнают, что такое глобализация. Насколько мне известно, ни в одном другом вузе США, ни в государственном, ни в частном, такого нет.
- Планируете ли вы открывать филиалы Вебстерского университета в России? Как вы думаете, может сотрудничество в сфере образования помочь двум нашим странам развиваться более динамично?
- Прежде всего, людей объединяет то, что они учатся друг у друга и налаживают общение. Доказано, что более образованные люди лучше умеют налаживать контакт. И эти две вещи, конечно, взаимосвязаны. Вебстерский университет недавно начал выстраивать более широкие и более глубокие контакты с партнерами из России. Мы рассматриваем несколько вариантов. Один из них, конечно, связан со столицей, с Москвой. Другие варианты находятся в других регионах, потому что мы пытаемся найти такой вуз в качестве партнера, с которым бы мы друг друга дополняли. Это очень важно.
Вебсетрский университет не собирается сотрудничать с кем-то на условиях превосходства. Мы не считаем, что знаем что-то лучше других. У нас есть ряд преимуществ в определенных сферах, но нам бы хотелось сотрудничать с кем-то, у кого мы могли бы научиться новому, чтобы наше взаимное сотрудничество помогло наши странам процветать на местном и международном уровне. Нашей целью могло бы быть приобретение и расширение знаний в дисциплинах, которые особенно развиты в России, таких как наука, технологии, инженерно-техническое направление, математика. С другой стороны, у нас есть программы в сфере коммуникаций, маркетинга, бизнеса, мы могли бы внести свой вклад в развитие этих специальностей у наших российских партнеров. Не говоря уже о том, что у Вебстерского университета есть высококлассная программа по искусству.
Каждый, кто имеет хоть какое-то представление о российских вузах и российском обществе в целом, знает, что потенциальные российские студенты не только получат новые знания в Вебстерском университете, но и обогатят нашу программу и сделают ее еще сильнее. У Вебстерского университета есть огромное желание усилить партнерство с российскими вузами; а в наши непростые времена мы могли бы использовать это для уменьшения различий, которые существуют между нами во многих других областях.