Как работает российский МИД в условиях информационной войны
Читать на сайте Вестник КавказаВ Москве завершился Форум европейских и азиатских медиа, на котором главные редакторы и топ-менеджеры наиболее авторитетных и популярных СМИ из всех государств бывшего Советского Союза (кроме Туркмении) обсуждали работу СМИ в условиях информационных войн и идеологического противостояния с Западом и искали ответ на вопрос, какая журналистика адекватна сегодня. Сегодня донести позицию России до мирового сообщества пытается Департамент информации и печати занимается информационным сопровождением деятельности МИД, а более широком плане информационным сопровождением российской внешней политики.
Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова (первая женщина на этом посту, прозванная журналистами "Анти-Псаки", в противовес Джен Псаки, которая до апреля занимала пост официального представителя Госдепа США) со свойственной ей открытостью, рассказала на медиа-форуме, как работает МИД в условиях информационной войны.
"Не могу сказать, что мы трансформировались. Мы, безусловно, эволюционируем, потому что это требует время. Нас очень часто обвиняют, особенно в последнее время, в создании некоего информационного «Спрута». Но мы работаем открыто, проводим брифинги, пресс-конференции, отвечаем на вопросы, пытаемся организовать для иностранных корреспондентов встречи с нашими спикерами, проводим круглые столы, семинары. Однако нас воспринимают именно в качестве каких-то пропагандистов".
По мнению Захаровой, "слово «пропаганда» является ругательным, когда употребляется в сочетании со словом «журналист». Эти вещи несовместимы. Журналист не может быть пропагандистом, потому что иначе он перестает быть журналистом. Что касается пропаганды в целом, то это попытка убедить, донести свои взгляды до той или иной аудитории. Наша задача быть услышанными…. Мы в данном случае не являемся новаторами или пионерами в информационной работе. Мы многому учились, мы многое создавали за последние годы того, чего у нас не было".
По словам дипломата, будни МИД состоят из двух крайностей: "С одной стороны, мы так называемая якобы «информационно-пропагандистская машина», с другой стороны, наших послов не видно и не слышно. Представляете, в каких условиях, в каких рамках мы работаем? Истина находится где-то посередине".
Говоря о российской информационной политике в отношении Украины, Захарова заявила: "Все строится вокруг того, как сосуществовать людям, народам и территориям в рамках одного государства на принципах взаимоуважения и отстаивания тех вещей, которые важны как одной так и другой стороне. Каким образом все это соединить? В этой ситуации есть действенное лекарство - прямой диалог Киева и Донбасса. Когда разговариваешь с иностранными корреспондентами, они не понимают этого, считают, что этот диалог ведется. Но [в Киеве] готовы разговаривать опосредованно, действовать через кого-то, передавать какие-то сигналы. Они не готовы разговаривать напрямую с теми людьми, с которыми им нужно договариваться".
Дипломат обратила внимание, что ни одно западное СМИ не называет людей, воюющих на Восточной Украине, террористами: "Так их называет только Киев. Киев проводит АТО, только киевские власти обвиняют их в терактах. Никто на Западе не говорит о том, что это террористы. Называют по-разному - повстанцы, сепаратисты".
Захарова призвала коллег из других стран, которые вовлечены в урегулирование употребить все свое влияние, весь свой авторитет, использовать все возможности для налаживания прямого диалога Киева с ДНР и ЛНР.