РФ и США сверят списки террористических группировок в Сирии

Читать на сайте Вестник Кавказа

На ближайшей венской встрече Россия собирается согласовать с партнерами список террористических организаций в Сирии. Об этом заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. "Намерены вырабатывать общее и недвусмысленное понимание того, какие из вооруженных группировок являются террористическими, а также внести ясность по поводу объединенной делегации сирийской оппозиции для переговоров с властями", - отметила она.

Напомним, что 30 октября в Вене прошла многосторонняя встреча по вопросам Сирии, в которой приняли участие главы МИД 19 государств. Также по итогам переговоров была достигнута договоренность о проведении очередной многосторонней встречи в течение ближайших двух недель.

В беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" политолог и востоковед Вячеслав Матузов напомнил, что у участников переговоров существуют разногласия относительно статуса той или иной группировки. "Всегда возникает вопрос вокруг "Джебхат ан-Нусра". Я вижу очень большое желание у американцев считать ее умеренной. Они говорили, что бомбят умеренные организации, на что глава МИД России Сергей Лавров попросил их показать, где находится Свободная сирийская армия. США не смогли этого сделать, потому что реально Свободной сирийской армии не существует, даже на уровне руководства", - сообщил он.

"США якобы готовили кадры для Сирийской свободной армии, 12-15 тыс примерно. А потом оказалось, что там всего 4-5 человек. А все остальные перешли границу с Сирией и присоединились к "Джебхат ан-Нусра". Вашингтон сейчас в затруднительном положении. Кадры, официально подготовленные Госдепартаментом США, занесены в список террористических организаций ООН. И когда российская авиация бьет по позициям "Джебхат ан-Нусра" в районах Хомса, Хама, Алеппо, американцы говорят том, что мы уничтожаем умеренную оппозицию, а не "Исламское государство". Поэтому согласование списка террористических организаций сейчас выходит на первый план", - отметил востоковед, заметив, что список создается в первую очередь для военных целей, а не политических.

При этом он полагает, что на сегодняшний день проблема США заключается в том, что в Сирии нет реальных структур, не связанных с терроризмом. "Но решать проблему надо, потому что ИГ бомбят как американцы, так и россияне, но американцы почему-то недовольны", - подчеркнул Вячеслав Матузов, добавив при этом, что участники переговоров непременно придут к соглашению.

"В Сирии уже действуют Воздушно-космические силы России. Сейчас их укрепляют системами противоракетной обороны, чтобы не было никакого соблазна угнать самолет или совершить какой-то теракт против российской авиации. Россия методично ведут работу на территории Сирии. Сирийская армия с помощью нашей авиации вытесняет эти группировки с занятых ими территорий. Но в тылу за ними стоят США, поскольку они готовили эти кадры на протяжении последних пяти лет", - сообщил эксперт.

Кроме того, он выразил уверенность в том, что на ближайшей венской встрече победит мнение российской стороны, как это было в свое время с иранской проблемой. "В конце концов, у США закончатся аргументы, и они придут к тем позициям, которые предлагает Россия, поскольку ее сегодня поддерживают и арабские страны. Президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси полностью одобрил российские военные действия в Сирии. Также поступили и ОАЭ с Иорданией. Они хотят ослабить влияние США в регионе, поскольку созданное американцами "Исламское государство", прежде всего, угрожает не России и Европе, а арабскому и исламскому миру. Их целью, в том числе, является Саудовская Аравия. Саудиты это прекрасно понимают, поэтому, когда мы сейчас боремся с терроризмом в Сирии и Ираке, мы помогаем исламскому миру снять угрозу терроризма, который нацелен на уничтожение этих государств", - рассказал политолог.

Он также обратил внимание на то, что согласование списка террористических организаций позволит четко определить цели для военной авиации России и США. "Сегодня эти противоречия по поводу того, какая организация террористическая, а какая - нет, позволяют американцам обвинять нас в том, что мы бьем по умеренной оппозиции", - пояснил востоковед.

По словам эксперта, как такового оппозиционного блока создать не удалось. "Американцы сделали ставку на Национальную коалицию, которую особо выделили среди оппозиционных группировок. Но пока США руководят этой организацией, пока они не изменят своего отношения к переговорному процессу, она будет полностью зависеть от волеизъявления американской политики. В конечном итоге какой-то компромисс между Россией и США будет достигнут. И компромисс этот может быть только один: не вмешиваться во внутренние дела Сирии, а сконцентрировать все усилия на борьбе с терроризмом, который на данный момент угрожает всем странам, особенно арабским и исламским", - заключил Вячеслав Матузов.

Со своей стороны президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский заявил, что шансы на то, что стороны сумеют согласовать список террористических организаций в Сирии, примерно равны. "Такого списка до сих пор нет, поскольку участники процесса по-разному относятся к тем или иным группировкам. Одни считают их террористами, а другие поддерживают. В частности, Турция, Катар и Саудовская Аравия финансируют их, снабжают оружием, подтаскивают боевиков, спасают от российских ракет. Кто-то помогает "Исламскому государству", кто-то - "Джебхат ан-Нусре", кто-то - "Братьям-мусульманам", а кто-то "Ахрар аш-Шам". Если эти люди считают, что "Исламское государство", "Братья-мусульмане", "Аль-Каида", она же "Джебхат ан-Нусра", или "Ахрар аш-Шам" не являются террористическими, то пусть об это скажут и подпишутся под этим. Если не считают - замечательно. Тогда бомбежка этих группировок - дело святое. В этом случае к России не может быть никаких претензий", - резюмировал Сатановский.

В свою очередь председатель Совета Ассоциации российских дипломатов, чрезвычайный и полномочный посол Андрей Бакланов выразил мнение, что составление данного списка может привести к появлению новых проблемных вопросов. "Здесь важно понять намерения сторон. Это желание поглубже разобраться с этим явлением, и вот сейчас, при нанесении точечных ударов, понять, кто представляет большую опасность, а кто меньшую? Или же это просто желание лишить сирийцев, правительственные войска и нас такой инициативы и затормозить дальнейшее развитие наступательных действий?" – задался вопросом дипломат.

При этом он акцентировал внимание на том, что возможности прийти к консенсусу у участников переговоров на данный момент нет. "Стороны по-прежнему сохраняют свои подходы, просто переговорный процесс переносится в новую плоскость - попытки прояснить ситуацию в отношении этих организаций. Тут может быть определенный элемент искусственности. Но мы с уважением относимся к нашим партнерам, и, когда какой-то вопрос возникает, мы настроены на то, чтобы терпеливо с ним разбираться", - подытожил Андрей Бакланов.