В Ереване вспомнят об истоках московского востоковедения

Читать на сайте Вестник Кавказа

22-24 октября в Ереване пройдет III Международный форум выпускников Московского государственного университета международных отношений. На это мероприятие съедутся сотни человек из 50 стран мира. Как заявил "Вестнику Кавказа" ректор МГИМО Анатолий Торкунов, в Ереван приедут "выпускники, из стран Востока, очень солидные, серьезные; десяток министров из разных стран будут выступать с докладами по темам. Будут три содержательные секции, помимо общей дискуссии, секции, посвященные Ближнему Востоку, в том числе и новой ситуации, которая складывается в связи подписанием соглашения [по ядерной программе] с Ираном и выходом Ирана на широкую международную арену. Будет обсуждаться также проблематика, связанная с китайской идеей экономической Шелкового пути".

В последние годы, после обострения обстановки на Ближнем Востоке, существенно возрос спрос на российских востоковедов, которые в большинстве своем дают точную, детальную и взвешенную картину происходящего в неспокойном регионе.

По словам Торкунова, форум выпускников МГИМО будет посвящен двухсотлетию Лазаревского училища.

Лазаревский институт, готовивший впоследствии переводчиков и консульских работников для дипломатических представительств России в странах Востока, начинался как национальное армянское учебное заведение. Еще 1815 году там началось преподавание разных наук "для поступивших в оное воспитанников как из армянской, так и других наций, и начало оно действовать". Состав слушателей сразу же стал многонациональным. Обучение восточным языкам (армянскому, грузинскому, "татарско-турецкому", персидскому и арабскому) предполагалось изначально, однако мыслилось как своего рода придаток к основным предметам. Правительственные круги обратили внимание, что появление подобного заведения открывает широкие кадровые перспективы для российского дипломатического ведомства. И в 1827 году училище под официальным наименованием Лазаревых института восточных языков было преобразовано в специальное заведение, подведомственное министерству народного просвещения. Общеобразовательные предметы как бы отошли на второй план, а восточные языки стали основной специализацией.

В 1820-е годы учебное заведение освободили от  почтового налога и  полупроцентного сбора. Институт добился права беспошлинно и в любом количестве ввозить из-за границы книги и пособия. Основатели полагали, что их образовательное учреждение поможет "установить тесное духовное и политическое соединение обитателей Кавказа с прочими странами России". Они были уверены: с упрочнением положения училища станет возможно "доставить юношеству средства к воспитанию и образованию в науках, служащих приготовлением к государственной службе, военной и гражданской, и к поступлению в университет, академию".

С середины XIX века одной из главных задач института стала подготовка чиновников и переводчиков для Закавказского края. Репутацию учебного заведения за рубежами империи поддерживали лазаревцы, работавшие дипломатами и переводчиками в посольских миссиях на Востоке.

К числу обязательных предметов в специальных классах относились также история Востока и русская словесность. Ввиду того что главной задачей специальных классов было "приготовлять российских драгоманов и консулов на Востоке", с 1892 года для желающих ввели курсы важнейших юридических наук, которые лазаревцы слушали вместе со студентами Московского университета.

Институт выпустил сотни квалифицированных дипломатов и переводчиков, работавших в министерстве иностранных дел и в российских диппредставительствах в странах Среднего и Ближнего Востока. Выпускниками этого учебного заведения были и талантливые администраторы, включая многих кавказских стипендиатов, ставших на своей родине опорой российской политики. Более чем за 100 лет удалось собрать уникальное, не имеющее себе равных собрание восточных рукописей, манускриптов по различным отраслям востоковедения, всевозможных монографий, планов, рисунков и географических карт. После революции институт был преобразован в Московский институт востоковедения.

По словам Торкунова, "в 1954 году Московский институт востоковедения был соединен в МГИМО. Это по существу начало московского востоковедения, где преподавался персидский, арабский, грузинский, турецкий и другие языки, и выпускники этого института работали и на дипломатической службе и в других государственных ведомствах. Многие из них стали известными предпринимателями, учеными, писателями. Была создана совершенно фантастическая библиотека - 4 тыс. томов редчайших изданий. Из экспедиций наши дипломаты, путешественники привозили совершенно уникальные рукописи, книги и передавали в эту библиотеку Лазаревского училища. К сожалению, у нас сегодня в университете из этих наименований только пятая часть. Тем не менее по-прежнему библиотека Лазаревского института – это украшение нашей университетской библиотеки, поскольку там есть даже рукописи XIII века на персидском языке. Мы сейчас к юбилею издаем большой каталог всех этих книг, первое такого рода исследование, посвященное истории Лазаревского института".

Ректор МГИМО подчеркнул, что "императорская власть уделяла колоссальное внимание подготовке востоковедов Лазаревского института. Главным попечителем после основателя император Александр назначил Аракчеева, известного нам по пушкинской эпохе, по аракчеевским поселениям, а после Аракчеева стал Бенкендорф. То есть самые близкие к двум императорам, Александру I и Николаю I, люди, соратники были опекунами этого института. Это свидетельствует о том, какое внимание уделялось [востоковендению]".