Кому в Армении нужна парламентская республика?
Читать на сайте Вестник КавказаКонституционная реформа в Армении прошла сегодня очередной этап: парламент республики 103 голосами "за" при 10 голосах "против" проголосовал за принятие проекта новой Конституции, согласно которой, напомним, Армения превратится из президентской республики в парламентскую. Осталось всего два этапа: проект ожидает одобрения президента и окончательного утверждения на всенародном референдуме, который, по предварительным сведениям, состоится 6 декабря.
Отношение политиков к новой Конституции, которую многие эксперты называют "проектом Саргсяна" (так как парламентская республика позволит президенту Сержу Саргсяну остаться у власти по истечении президентских полномочий: если его партия, Республиканская партия Армении, выиграет выборы, он станет спикером парламента), окончательно стало ясным: РПА, "Процветающая Армения" и "Дашнакцутюн" проект поддержали, "Оринац Еркир", "Наследие" и "Армянский национальный конгресс" отвергли. Однако каково мнение народа относительно конституционной реформы?
Ереванская молодежь устроила сегодня акцию протеста перед зданием парламента, в ходе которой было задержано около 20 человек. Об этом "Вестнику Кавказа" рассказал депутат парламента от АНК Арам Манукян. "Я сейчас как раз среди бастующих. Я еду в полицию, потому что туда забрали где-то 20 человек. Меня тоже забрали, а потом отпустили. Сейчас я занимаюсь их освобождением", - сообщил Манукян.
Комментируя проект конституционной реформы, политик подчеркнул, что он в настоящее время "абсолютно негоден для Армении". "Сейчас нам не до этого, когда у нас такая серьезная, напряженная ситуация и на границе, и в Ереване. В лишних напряжениях мы абсолютно не нуждаемся. На самом деле, сегодняшнее голосование на означает, что все закончилось, напротив, все только начинается. Народ, я думаю что скажет свое "нет", потому что все понимают или еще поймут, что проект – не более чем продление власти Сержа Саргсяна и его партии", - обратил внимание он.
Манукян заявил, что этой реформы в армянском обществе не ждал никто. "Нет нужды у нашего общества делать такое. Нам сейчас нужны реформы, но вовсе не системы правления. Насколько мы знаем, население негативно относятся к этому, и у нас есть время, дать понять общественности, что происходит. Если в течение этих двух месяцев народу объяснить, что это такое, то он будет голосовать "против". Да, у реформы закончился парламентский период, но в общественном периоде мы сможем убедить народ в ее ненужности", - уверен депутат парламента от АНК.
Гендиректор Инстита Кавказа Александр Искандарян, в свою очередь, ожидает, что население поддержит переход к парламентской системе правления. "Эта реформа – изменение формы голосования и законодательной базы. В принципе, парламентская республика для стран, тяготеющих к европейской форме управления, довольно часто более приемлема, чем строго президентская. Принято считать, что при парламентской форме правления лучше учитываются интересы различных страт общества, которые в парламенте защищают политические партии", - отметил он.
По его оценке, Армения здесь находится в общем тренде. "На территории бывшего Советского Союза во всех странах, в которых существует сколько-нибудь развитая публичная политика и элементы демократического управления, я имею в виду Молдову, Украину, Грузию, Армению и Кыргызстан, существует тренд перехода к парламентской системе правления – с разными исходными и по-разному, но более или менее успешно. Очевидно, что Армения тоже будет переходить на парламентскую форму правления. При этом вступление в силу новой Конституции произойдет только после парламентских и президентских выборов", - обратил внимание Искандарян.
"Мне кажется, что у республиканцев достаточно шансов для проведения проекта через референдум. У правящей партии не только большинство в парламенте, но и большинство на местных уровнях, так как на муниципальных выборах РПА победила почти везде. Таким образом, возможности для того, чтобы провести референдум благоприятным образом для нового проекта, мне кажется, у них есть", - заключил гендиректор Института Кавказа.